совместный проект

статья
По уму: что говорят наука и статистика о поколении Z

«Зумеры» пока далеки от того, чтобы начать править миром в полную силу, однако социологи, психологи, экономисты и специалисты из области медицины уже активно изучают это поколение, чтобы сформулировать его особенности. Мы собрали пять самых интересных исследований, авторы которых попытались разобраться, чем живут «зеды» и что они ценят в первую очередь.

Картинка

Безопасность вместо безбашенности

Если верить стереотипам о подростках, может сложиться впечатление, будто школьники думают только о том, как бы выкурить сигарету, выпить пива и заняться сексом, да так, чтобы родители об этом никогда не узнали. Однако действительность, как всегда, сложнее. Данные, собранные американской организацией «Центры по контролю и профилактике заболеваний», показывают, что в начале девяностых более 60% старшеклассников в США уже имели как минимум один сексуальный контакт. В наши дни эта цифра снизилась до 42%.

Картинка
Рождаемость в возрасте 15-19 лет в России и некоторых странах,
на 1000 девушек соответствующего возраста. 2010-2015 гг.
United Nations, Department of Economic and Social Affairs, Population Division (2017). World Population Prospects: The 2017 Revision, DVD Edition. demoscope.ru

Тинейджеры стали чаще пользоваться средствами контрацепции, а количество подростковых беременностей уменьшилось, как, впрочем, и употребление алкоголя и наркотиков. Похожая статистика есть и по России: например, за последние тридцать лет уровень рождаемости среди подростков в нашей стране снизился почти вдвое, да и употребление алкоголя среди молодежи постепенно перестает быть «модной» привычкой. Конечно, все эти проблемы продолжают существовать, и с ними нужно бороться, в том числе с помощью просвещения. Однако считать «зумеров» рисковыми прожигателями жизни — значит глубоко ошибаться.

Картинка

Комфорт — превыше всего

В 2019 году российские исследователи средств массовой коммуникации решили разобраться в культурных предпочтениях поколения Z. Они опросили 375 респондентов, которые не работали в сфере искусства и получили предложение порассуждать на эту тему исключительно на бытовом уровне. Участники опроса рассказали, что слушают музыку, чтобы отвлечься от повседневных дел, и считают, что произведения искусства должны прежде всего вызывать восхищение, а потом уже побуждать к размышлениям.

Картинка
Источник: cyberleninka.ru

Но самым любопытным оказался выбор, который «зедам» нужно было сделать между четырьмя категориями: естественность, неординарность, шик и комфорт. Оказалось, что подавляющее большинство (68%) ценит в первую очередь комфорт. А вот неординарность привлекает лишь 2,3%. Эти данные явно противоречат представлениям о том, что тинейджеры всегда хотят тем или иным образом выделиться среди окружающих, и в очередной раз подчеркивают, что поколение Z — скорее реалисты, чем мечтатели.


«Другой» мозг

Среди экспертов из области нейронаук относительно широко распространена гипотеза, что мозг «зумеров», вероятно, работает не совсем так, как, например, мозг их бабушек и дедушек. Структурно он в целом остается таким же: если в вашем паспорте в графе «дата рождения» указан 2010-й год, это вовсе не означает, что у вас к совершеннолетию вырастет дополнительная мозжечковая миндалина. Однако ученые из Университета Китайской академии наук в Пекине считают, что префронтальная кора, мозжечок и теменная доля могут развиваться по-разному в зависимости от того, какие стимулы и в каком количестве получает человек. В свою очередь, их американские коллеги установили, что мозг того, кто постоянно сидит, уткнувшись в смартфон, активнее реагирует на скроллинг ленты в социальных сетях, чем на чтение книги.

Картинка

Такого рода гипотезы, кстати, отнюдь не новы: похожие наблюдения сделал еще Гэри Смолл — знаменитый американский психиатр, профессор Университета Лос-Анджелеса — в бестселлере «Мозг онлайн: человек в эпоху интернета», ставшем своего рода классикой нон-фикшна. Побочными эффектами постоянного использования технологий и переключения с одной вкладки в браузере на другую могут быть, в частности, дефицит внимания, проблемы с запоминанием важных деталей и трудности с регулированием эмоций.


Новая жизнь библиотек

Несколько лет назад группа ученых, в которую вошли антропологи, социальные психологи, культурологи и лингвисты, запустила масштабный, международный проект iGen Project, целью которого было из первых уст выяснить, как видит себя поколение Z, к чему оно стремится и как строит отношения с близкими. Были затронуты самые разные аспекты: начиная с пользования гаджетами и заканчивая трудностями в общении с родителями. Однако едва ли не самый неожиданный вывод сделала Эмили Уинтер, исследовательница из британского Университета Ланкастера.

Картинка

Согласно ее наблюдениям, современные подростки пользуются библиотеками совсем не так, как делали это их предшественники. Концепция «книжной кладовой» как тихого уединенного места, где все пронизано дисциплиной и духом академических достижений, явно устарела. «Зумеры» рассматривают библиотеки, скорее, как оживленные коворкинги, куда можно прийти большой компанией, чтобы вместе с одноклассниками сделать домашнее задание и просто обсудить последние новости. Или посидеть в мягком кресле с ноутбуком в одиночестве, но и при этом в окружении других людей. Именно такими возможностями сегодня стоит пытаться привлечь юное поколение в библиотеку, а вовсе не шиканьем и заявлениями в духе: «Молодые люди, у нас тут нельзя разговаривать!»


«Э» — эмпатия

Одно из наиболее распространенных опасений относительно «зумеров» сводится к тому, что из-за соцсетей и виртуального общения они якобы могут разучиться строить отношения с «настоящими» людьми. Однако, судя по всему, это вряд ли произойдет, поскольку эмпатия имеет для них огромную ценность. Опрос, проведенный социологами среди более чем 1100 студентов, показал: 73% из них считают, что умеют сострадать, а 80% отмечают, что регулярно задумываются о чувствах других людей.

Картинка
Источник: sciencedirect.com

Онлайн-игры, социальные сети и мессенджеры лишь незначительно влияют на способность сопереживать, и при личном общении она остается у «зедов» ярко выраженной. Более того, технологии не только не мешают развитию эмпатии, а, наоборот, помогают: поколение Z часто общается по видеосвязи, видит лицо собеседника и с ранних лет учится таким образом распознавать чужие эмоции. Так что «зумеров» уместно называть поколением не только экономным и вдумчивым, а еще и сочувствующим.