совместный проект

статья
Борцы за прогресс или прагматич­ные консерва­торы? Что говорят о «зумерах» их кумиры

Нередко можно встретить утверждение, будто у поколения Z нет идолов, поскольку оно выросло в эпоху, когда с помощью YouTube и Instagram звездой может стать любой подросток. Но в действительности среди актеров, певиц и общественных деятелей все-таки есть те, к чьему мнению «зумеры» прислушиваются. Разбираемся, что это за люди и какую философию жизни они несут в массы.


Билли Айлиш

Одна из самых популярных певиц современности Билли Айлиш проделала головокружительный путь от локальной славы на онлайн-платформе SoundCloud до полных залов на десятки тысяч человек. Нетипичная знаменитость из интернета, она как бы перепридумала образ girl next door — девчонки из соседнего двора. Вот только в лице Айлиш мы получили не жизнерадостную красотку, в которую влюблены все парни района, а мрачного подростка в мешковатой одежде. Даже о самых неприглядных, неуютных сторонах взросления эта исполнительница поет либо с явной, либо с едва уловимой иронией. По сути Билли Айлиш — воплощение той самой постиронии, которую часто связывают с характером «зумеров» и которая стирает грань между искренностью и насмешкой.

Певица как будто лишена тщеславия и умеет непринужденно носить дорогую дизайнерскую одежду, что также очень подкупает. Вручение престижной премии MTV Music Awards Айлиш и вовсе благополучно проспала — не где-нибудь, а в России, куда приезжала летом прошлого года. Кстати, те, кто был на концертах в Москве и Санкт-Петербурге, не могли не заметить, что аудитория, почти полностью состоявшая из тинейджеров, знала наизусть тексты всех треков: английский поколение Z изучает не столько по школьным учебникам, сколько по песням любимых исполнителей, компьютерным играм и сериалам.

КартинкаИсточник: instagram.com

Шарлот

Путь из интернета на телевидение проделывают не только западные звезды. Яркий тому пример — молодой самарский музыкант Шарлот, который сначала выкладывал фортепьянные каверы на The Beatles на собственном YouTube-канале, а потом попал в шоу «Песни» на ТНТ, выступил на «Вечернем Урганте» и сегодня считается одним из самых перспективных исполнителей на российской поп-сцене. В отличие от канонического красавчика Егора Крида, словно только что вышедшего из бойз-бэнда девяностых, или Элджея, эпатирующего зрителя белыми контактными линзами и татуировками на лице, Шарлот идет по пути все той же Билли Айлиш: он похож на обычного старшеклассника.

Музыка у него совершенно не агрессивная, а, наоборот, очень мягкая и уютная. Особенно же примечательно то, что поет Шарлот на русском языке. Времена, когда любая уважающая себя группа из России стремилась записывать треки на английском, думая, что только таким образом можно «пробиться», похоже, постепенно уходят. Не случайно Монеточка, ставшая едва ли не главной музыкальной сенсацией последних лет, также предпочитает русский язык. Как и она, Шарлот романтизирует типичные атрибуты отечественного быта: ковры на стенах, болоньевые комбинезоны и живописные питерские подворотни. И если он решит штурмовать западный рынок, оригинальность вкупе со ставкой на российскую культуру, скорее всего, помогут ему куда больше, чем слепое подражательство зарубежным кумирам, которым до сих пор грешат многие артисты.


Эзра Миллер

Американский актер Эзра Миллер по возрасту относится скорее к миллениалам: он родился в 1992 году. Однако его фанатская аудитория состоит в основном из нынешних школьников и студентов.

Дело тут не только в конкретных киноработах, хотя фильмы «Лига справедливости» и «Фантастические твари и где они обитают», в которых он снимался, пользовались большой популярностью у зрителей. Едва ли не каждый выход Миллера в свет — перформанс на грани высокого искусства, каким был его костюм на Met Gala, и китча: на международный фестиваль Comic-Con Миллер пришел в костюме Тоадетты — персонажа из Вселенной игр о супербратьях Марио.

Миллер был одним из первых селебрити, открыто описавших свою идентичность как «гендер-квир» — не мужчина, не женщина, а персона, которая не относит себя ни к какому полу. Концепция отрицания значимости гендерной принадлежности в целом очень близка «зумерам». Позже он снялся в рекламе косметического бренда Urban Decay, в которой носил красную помаду, в очередной раз доказывая: сегодня ты можешь выглядеть так, как тебе хочется, и плевать на стереотипы. Отвергнув традиционную маскулинность, актер стал секс-символом новой формации — раскрепощенным, свободомыслящим, экспериментирующим и всегда готовым посмеяться над собой.

КартинкаИсточник: instagram.com

Саша Митрошина

У российского блогера Саши Митрошиной более 2,5 млн подписчиков в «Инстаграм», и она уже успела выпустить книгу, в которой признается, что ядро ее аудитории (42%) составляют девушки в возрасте от 18 до 24 лет, то есть те, кого можно отнести к самым взрослым на сегодняшний день представительницам поколения Z. Темы в своем блоге Саша поднимает в общем-то простые: спорт, любовь к себе, осознанное питание. Но она также поддерживает жертв домашнего насилия, мотивирует на карьерные достижения, а еще рассказывает, что в наши дни создать популярный блог — сложная задача, к которой нужно подходить с умом.

Со стороны может показаться, будто подростки, чьи аккаунты в социальных сетях насчитывают сотни тысяч подписчиков, ничего особенного не делают. Выкладывают фотографии, снимают не перегруженные смыслом видео, кривляются на камеру и получают рекламные контракты. Однако в действительности для «зумеров» ведение блога уже давно перестало быть просто хобби и напоминает скорее ведение бизнеса. Продуманный контент, маркетинговая стратегия, качественная картинка — без этого сегодня практически невозможно добиться долгосрочной, приносящей стабильный доход популярности в интернете. За веселыми яркими YouTube-каналами Кати Адушкиной и Саши Спилберг стоит большая работа, и не будет преувеличением сказать, что развитие технологий с ранних лет приучает поколение Z к бизнес-мышлению.


Little Big

Пожалуй, сказать, что Little Big слушают только школьники и студенты, — значит погрешить против истины: более взрослая аудитория тоже с любовью относится к поп-рейв-группе из Санкт-Петербурга. Коллектив даже хотели отправить в этом году на «Евровидение», но конкурс, увы, сорвался. Однако сама по себе концепция, созданная в первую очередь Ильей Прусикиным (в прошлом — довольно известным видеоблогером) и режиссером Алиной Пязок, очень наглядно демонстрирует, чего ждут от продукта шоу-бизнеса «зумеры».

Творчество Little Big, во-первых, интерактивно, а во-вторых, отнюдь не ограничивается музыкой: оно немыслимо без визуальной составляющей. Порой кажется, что «фишка» Little Big заключается именно в клипах, а уж какие песни играют на фоне яркой динамичной картинки — дело десятое. Знаменитый skibidi-челлендж, для которого нужно было изобразить танец из видео на одноименный трек группы, стал одним из самых показательных примеров продвижения музыки через социальные сети. Осенью 2018 года «Инстаграм» был буквально забит роликами, в которых знаменитости и обычные пользователи повторяли движения Ильи Прусикина и Софьи Таюрской. Чтобы прославиться в наши дни, недостаточно просто писать хорошую запоминающуюся музыку: нужно понимать, как завоевать любовь интернет-пользователей. Little Big этот секрет, похоже, разгадали.

КартинкаИсточник: instagram.com

Малала Юсуфзай

Пакистанская правозащитница Малала Юсуфзай стала самой молодой обладательницей Нобелевской премии мира: награду она получила в 17 лет. Юсуфзай еще в 2009 году начала вести блог, в котором рассказывала о том, как действия движения «Талибан» влияют на доступ к школьному образованию. Через несколько лет боевики совершили на нее покушение. Малала выжила, и впоследствии ООН признала ее символом борьбы за образование для женщин во всем мире. Ее работа отнюдь не ограничивается выступлениями на международных конференциях: Юзуфзай открыла в Ливане школу для беженок из Сирии, а сама успешно отучилась в Оксфорде по специальности «философия, политика и экономика».

История Малалы (как и Греты Тунберг, чье имя сегодня тоже не сходит со страниц влиятельных СМИ) — яркий пример того, что у «зумеров» нет выраженного пиетета перед возрастом. Тинейджер вполне может изменить мир и стать источником вдохновения и поддержки для тысяч людей, находящихся в угнетенном положении. В свою очередь, сам факт присуждения Юсуфзай Нобелевской премии говорит нам о том, что и «взрослое» мировое сообщество признает рост авторитета подростков отнюдь не только в сфере медиа и социальных сетей.

КартинкаИсточник: instagram.com

«Пошлая Молли»

Поскольку каждое поколение привносит в культуру что-то свое, всегда существует страх, что новые кумиры, новые технологии, новые увлечения разрушат связь с прошлым, в котором наряду с сомнительными убеждениями и практиками было все-таки много ценного. В принципе можно понять родителей, которые сетуют на то, что современные дети предпочитают 3D-мультфильмы шедеврам советской анимации. Однако практика показывает, что молодежь далеко не всегда стремится исключительно в будущее: неспроста именно «зумеры» составляют львиную долю фанатов «Пошлой Молли» — русскоязычной синти-панк-группы из Харьковской области, чья концепция по сути полностью построена на переосмыслении поп-культуры девяностых.

В треках и клипах «Пошлой Молли» можно найти отсылки и к музыке Nirvana, и к меметичному видео с Джимом Керри, качающим головой под хит Haddaway What Is Love, и к эмодвижению, и к моде ковровых дорожек, на которые выходили на заре карьеры Бритни Спирс и Кристина Агилера. Так что бояться потерять связь между поколениями нам пока точно не стоит. Наоборот, прошлое явно интересует «зумеров» — хотя бы как источник знаний о настоящем. Другое дело, что «зеды» обычно стремятся не просто вернуть в поле общественного внимания знаковые явления двадцатилетней давности, а еще и взглянуть на них по-другому, часто — с насмешкой. Неспроста новая волна популярности Дмитрия Маликова, начавшаяся несколько лет назад, строится не на его музыкальных достижениях, а на том, что сам он случайно стал интернет-мемом.