совместный проект

статья
Книги поколения Z

Существует мнение, что современные дети практически не читают, что будто бы интернет, социальные сети и игры заменили им литературу. Так ли это и что может увлечь подростка в формате букв? Мы спросили нескольких читающих представителей поколения Z, что их привлекает в чтении и какие книги они могли бы посоветовать своим сверстникам и даже их родителям.

Источник: unsplash.com

Федя, 12 лет

Я много читаю Макса Фрая и сейчас перечитываю большую серию книг про Ехо. Вообще я обычно читаю несколько книг одновременно: прочту часть и переключаюсь на что-то другое. Так что параллельно я читаю «Станцию 11» Эмили Сент-Джон Мандел. Я читаю в основном электронные книги, намного реже бумажные. Раньше брал то, что было у нас дома, — у родителей большая библиотека, но там все книги в основном старые. Сейчас читаю по рекомендациям одноклассников. У нас есть урок внеклассного чтения, на котором мы обсуждаем прочитанные книги, — я много идей беру оттуда. В детстве я много болел, почти не выходил из дома, делать было нечего, и я читал. Именно тогда я прочитал всего «Гарри Поттера». Cейчас я пойду в шестой класс.

На уроках литературы мы не столько проходим классику, сколько разбираем с учителем современную литературу, мы учимся по самым разным книгам. Недавно читали «Недопеска» Юрия Коваля: долго разбирали его по частям, какие там приемы, что мы думаем об этих приемах. Таких книг, как произведения Пушкина и Лермонтова, я читаю намного меньше, у нас в школе нет такой программы. А для внеклассного чтения учительница присылает списки книг, которые она советует нам прочесть. Никаких любимых жанров у меня нет, я читаю все что угодно.

Источник: unsplash.com

Мне вообще нравится сам процесс чтения. Есть книги, которые я читаю на одном дыхании, они просто затягивают — например, первые книги Макса Фрая я так читал. А бывают книги, от которых я могу отвлечься и задуматься — а как устроен мир, который в ней описан?

Мне нравится, когда есть такой большой просторный фэнтази-мир. Потому я люблю серии книг, сцепленных друг с другом, когда автор создает целую систему, мир, в котором можно жить.

Когда родители или другие взрослые спрашивают меня, что им почитать, я немного теряюсь: у меня есть любимые книжки, которые хорошие, но у них как бы есть возрастные ограничения. Недавно я прочитал серию книг Терри Гудкайнда «Меч истины». Кому-то она может показаться нудной или вообще не понравиться. Там есть некая жестокость антигероев — моя мама, например, такие книги не любит. Но мне не важно, есть там какая-то грубость или нет. Мне нравится, что автор все прописывает, что у него нет непонятных вещей, которые не связаны с другими, все построено очень четко.

Вообще я люблю, когда в книге как бы нет положительных и отрицательных героев, нет черного и белого. Как, например, в «Хрониках Амбера» Роберта Желязны.

В некоторых книгах мне нравится просто сам процесс чтения: они даже необязательно должны быть очень интересными по сюжету.

У меня долго не было смартфона, так что я просто читал. Потом смартфон появился, и первое время я не мог от него отлипнуть, а потом он стал чем-то не таким обязательным. Сейчас на нем стоит родительский контроль, но, даже если бы его не было, я бы все равно читал — просто потому, что я это люблю.


Женя, 12 лет

Я читаю с самого детства. Одна из первых книг, которую я помню, называлась «Мышиный суп». Я не помню автора, но там был очень милый мышонок на обложке. Мне тогда было года четыре.

Кажется, я очень долго не хотела читать, но потом как-то пошло. Сейчас я не столько читаю новые книги, сколько перечитываю уже знакомые. Нового не читала уже довольно давно, сейчас я больше стала смотреть фильмы.

Одна из последних, которую я перечитала, — «Мисс Черити» Мари-Од Мюрай, про какие-то давние годы, когда главным делом женщины было сидеть дома и вязать пинетки. Но с другой стороны, она и про современный мир, поскольку эта проблема по-прежнему актуальна.

Это про девочку, которая, когда ей было лет пять, нашла на ковре в гостиной мышку, и из-за этой мышки ее жизнь развернулась на 180 градусов и стала развиваться вообще в другом направлении. Да, я очень люблю мышей! И крыс тоже. Эту книгу я читала уже в пятый или шестой раз. Ну и вообще меня что-то потянуло на Мари-Од Мюрей. У нее есть серия «Спаситель и сын» из четырех книг, из которых у меня есть только две. Это про консультирующего психолога, его сына, проблемы его пациентов, его собственные проблемы в личной жизни. Очень хорошие две вещи. И третья книга ее же — Oh Boy! Это про Францию, про троих детей, которые остаются без родителей: отец от них давно ушел, а мать все довело, и она выпила жидкость для очистки туалета. Они пытаются найти семью и одновременно борются с лейкемией у старшего брата.

Раньше меня больше тянуло на фэнтези, но сейчас я больше читаю что-то вроде «Полосатой серии» издательства «Розовый жираф». Это не детские и не взрослые книжки, скорее для подростков — где-то от десяти до восемнадцати лет. Читаю я в основном по советам друзей, по аннотациям или просто то, что попадется под руку. А так, чтобы находить одного автора и читать у него или у нее все, — такое бывает редко. У нас в школе есть урок, на котором каждый может рассказать про книжку, которая его впечатлила, поразила, задела. Если кому-то становится интересно, он может одолжить ее у человека, который про нее рассказывал. То есть мы обмениваемся книгами. Такой урок у нас был с первого класса. Но как-то так сложилось, что в классе почти все любят читать, потому он никогда и не прекращался. Его ведет наша учительница, которая больше просто контролирует процесс, поскольку мы можем забыться в дебатах или перейти на личности.

Я больше читаю современных авторов, новые книжки. Перед выставкой Non Fiction я обычно интересуюсь, что там советуют прочитать, просматриваю аннотации, иногда беру что-то оттуда. Сейчас я хочу докупить и прочитать две оставшиеся книги из «Спасителя и сына». Еще очень хочется несколько книг из «Полосатой серии» — той, в которой вышел «Койот Санрайз». И еще хочу попробовать почитать Стивена Кинга.

До этого я пробовала перечитывать «Дорога уходит вдаль» Александры Брунштейн и «Вафельное сердце» Марии Парр по принципу «открываем на любой странице и читаем», но как-то не пошло. Обычно книги, чтобы перечитать, я выбираю под настроение. Но если книжка новая и тебя увлек сюжет, то тут твое настроение уже не так важно, оно, наоборот, забывается.


Варя, 20 лет

Я начала много читать только в старших классах школы. В детстве у меня, конечно, были любимые книги, я, как и все мои одноклассники, читала «Гарри Поттера», но особой системы в том, как я читала, не было. А в 9 классе к нам пришла молодая учительница литературы, которая рассказала нам, как на самом деле надо читать, чтобы было интересно. Она придумывала всякие классные игры — например, мы вели канал в «Телеграме» от лица Петруши Гринева. Или рисовали комикс по «Герою нашего времени», прямо со спичбаблами. Пара ребят в классе увлекаются комиксами и хорошо рисуют, а остальные помогали придумывать раскадровки и фразы.

Учительница нам объяснила, что герои классики — Толстого, Лермонтова, особенно Достоевского — вполне могли бы быть нашими родителями, старшими братьями и сестрами. Или даже нами. После этого я стала читать по-другому, как будто смотрела кино или спектакль. Примерно в тот же период я начала ходить в театр и мечтала стать театральным режиссером: мне нравилось, что можно подбирать актеров на роли известных героев, придумывать, кем они могли бы быть, как разговаривать, даже какие у них были бы татуировки! Но это пока мечта. Хотя, говорят, режиссером надо становиться уже во взрослом состоянии, когда уже пожил и судьба тебя немного побила.

Сейчас я учусь на филфаке, изучаю французский, английский и со следующего года надеюсь еще взять немецкий.

Источник: shutterstock.com

До пандемии читать получалось реже, разве что в метро. А сейчас на лето у нас огромный список французской литературы, несколько книг я уже «проглотила». Наверное, если бы нас не научили читать в старших классах, было бы тяжело, некоторые из них особо увлекательными не назовешь. Например, «Мадам Бовари» по-моему уже безнадежно устарела, как, кстати, многие классические книги, где главный герой — женщина. Но когда я читаю что-то такое, я в голове как бы снимаю фильм или спектакль, переосмысливаю поведение героев в современных реалиях, и становится интересно.

Если говорить о любимых книгах, они очень разные. Например, где-то год назад я прочла книгу Патти Смит «Просто дети», и она до сих пор будто стоит у меня перед глазами. Мне кажется, я все время то улыбалась, то плакала, когда ее читала. Еще я обожаю повести Сэллинджера про семью Глассов, у меня такое ощущение, что я всех их знаю, эту книгу мне посоветовала мама. Точнее, она посоветовала «Над пропастью во ржи», я ее прочла, а потом перешла на Глассов, и они мне стали как родные. Колфилд все-таки не совсем мой герой. Еще люблю «Ночь нежна» Скотта Фицджеральда — вот по ней я очень хотела бы поставить когда-нибудь спектакль, подобрать актеров, музыку, костюмы: очень щемящая история и красивые герои. Еще люблю книгу Казуо Исигуры «Не отпускай меня», она меня тоже долго не отпускала, ой, простите за тавтологию. В общем, видимо, я люблю книги про красивых грустных людей. И даже роботов.