совместный проект

статья
Технологии, гибкость и равноправие: что нужно знать работодателю о поколении Z

Раньше индустрия найма работала в первую очередь в интересах начальников. Теперь считается, что в компании должно уделяться достаточное количество внимания потребностям и ценностям рядовых сотрудников. Разбираемся, какие особенности «зумеров» стоит учитывать, чтобы создать для них оптимальную рабочую атмосферу.

Источник: unsplash.com

К поколению Z, как правило, относят тех, кто родился между 1997 и 2010 годами. Таким образом, самые младшие из них все еще ходят в школу, зато самые старшие либо готовятся поступать в вуз, либо уже учатся в нем. А некоторые уже успели получить свою первую работу. Если верить статистике, в Центральном федеральном округе, куда входит в том числе Москва, более 17% населения составляют люди в возрасте между 14 и 29 годами, то есть молодежь. В Приволжском федеральном округе ее еще больше — 20%. Эти цифры работодателю точно стоит принимать в расчет, пытаясь оценить, кто именно будет пытаться устроиться в его компанию в ближайшие годы.

Не менее важно представлять хотя бы примерный перечень специальностей, которые склонно выбирать поколение Z. Мы уже делали подробный материал на эту тему, но, если резюмировать, то в список востребованных среди современных тинейджеров и молодых взрослых профессий непременно войдут: программист, предприниматель, медработник и ученый. Впрочем, о какой бы сфере деятельности ни шла речь, нанимателю нужно знать, чего в целом ждет от рабочего места типичный «зумер».


Технологии на каждом шагу

Согласно данным, собранным компанией Deloitte, 51% представителей поколения Z отдадут предпочтение карьере в сфере, связанной с высокими технологиями. Конечно, на практике мест в этой индустрии на всех не хватит. Однако о каком бы поле деятельности ни шла речь, «зумер», как правило, ожидает от нанимателя технологичности рабочего процесса. Так, компания, в которой не используется корпоративный мессенджер вроде Slack, где можно общаться с коллегами, назначать встречи и отслеживать текущие задачи, наверняка покажется вчерашнему студенту, мягко говоря, отстающей от прогресса.

Источник: unsplash.com

Многие руководители старшего поколения указывают среди своих контактов адрес электронной почты потому, что теперь так принято, а сами все равно предпочитают привычные разговоры по телефону. Но, если вы заявляете, что с вами можно связаться по имейлу или через скайп, «зумер», скорее всего, будет использовать именно эти каналы и рассчитывать на ответ. Дело тут не только в личных коммуникационных предпочтениях. В исследовании, сделанном по заказу Dell Technologies, говорится, что 80% студентов в возрасте от 16 до 23 лет уверены: технологии и автоматизация могут создать более здоровую и равноправную профессиональную среду.


Зарплата имеет значение

Если среди миллениалов было достаточно романтиков, готовых работать за идею (ну или делать вид, что им такая перспектива нравится, дабы не прослыть крохобором), то в поколении Z преобладают, скорее, прагматики. Им вовсе не стыдно признаваться в том, что они продают компании свой труд, свои навыки и свои знания. «Зумеры» готовы торговаться на собеседовании, и у них гораздо меньше внутренних барьеров, которые не позволяли их предшественникам попросить повышения. Поэтому на «зедах» отлично работают материальные стимулы в качестве источника мотивации на рабочем месте.

Речь идет не только о высокой зарплате как таковой. Нанимателю стоит проявить немного изобретательности, чтобы придумать, как поощрить «зумера». Например, в европейских организациях сотрудникам часто оплачивают дополнительное обучение, занятия спортом, а также раз в квартал выделяют сумму, которую можно потратить на походы в театр, кино или музеи, то есть на культурный досуг. Специалисты по найму рекомендуют использовать систему вознаграждений за достижения на промежуточных этапах карьерного роста. Допустим, полноценное повышение сотрудник получает после двух-трех лет работы в компании, но за каждый успешно реализованный проект ему полагается премия. Одним словом, вариантов множество.


Ориентация на личные ценности

Вместе с тем неправильно считать, будто для поколения Z деньги всегда стоят на первом месте. Это вовсе не так. «Зеды» обращают пристальное внимание на ценности компании и пытаются разобраться, насколько те совпадают с их личными представлениями о добре и зле. Работодателю уже недостаточно производить проверенный, качественный продукт, чтобы заманить к себе перспективных молодых сотрудников. У организации должна быть четкая позиция по актуальным этическим вопросам.

Источник: unsplash.com

Если «зумер» — веган, он, вероятнее всего, не пойдет устраиваться в косметическую компанию, которая проводит тесты на животных. Кандидат на вакансию, озабоченный проблемой гендерного равенства, наверняка постарается выяснить, каково соотношение мужчин и женщин на руководящих постах предприятия, предлагающего ему должность. Такая принципиальность проявляется и на частном уровне. К примеру, для поколения Z крайне важен баланс между работой и свободным временем. Поэтому, если будущий начальник на собеседовании начнет с энтузиазмом рассказывать о том, что для достижения успеха новому сотруднику потребуется посвятить делу всего себя, это вряд ли встретит горячий отклик у «зумера».


Долой иерархию

Правило «начальник всегда прав» для поколения Z перестало быть незыблемым. «Зумеры» все еще готовы с уважением относиться к руководителю, но не за его положение на иерархической лестнице, а за грамотное лидерство, способность доходчиво ставить задачи, умение брать на себя ответственность, а еще — за уважительное отношение к другим членам команды. В целом же «зеды» стремятся, скорее, к равноправию и демократии.

Источник: unsplash.com

Они предполагают, что на совещании каждый должен иметь возможность высказаться. Если очередная идея босса относительно развития бизнеса кажется подчиненному не вполне продуманной и перспективной, никто не может запретить ему покритиковать начальство и предложить внести в план изменения — в корректной форме, но все же. Точно так же в случае критики в свой адрес «зумер» ожидает не эмоциональных нападок, а вежливого, рационального диалога. Выволочки «на ковре у главного» — с криками, угрозами и психологическим давлением — в общем-то никогда не были продуктивным способом коммуникации. Но в наши дни они окончательно утратили актуальность.


Гибкость во всем

Времена, когда удачным вариантом развития карьеры считалось проработать 30 лет в одной организации и уйти на пенсию под всхлипывания коллег, которые знают вас как облупленного, тоже постепенно проходят. Даже люди старшего возраста сегодня смело меняют профессию или получают новое образование, когда им, согласно закрепившимся в массовом сознании стереотипам, пора бы сосредоточиться на заботе о внуках и мыслях о высоком. Со временем эта тенденция будет распространяться все шире, и от «зумеров» не стоит ожидать лояльности к рабочему месту за сам факт его существования. Если молодому сотруднику не понравятся условия труда в одной компании, он просто перейдет в другую.

Источник: unsplash.com

Стремление представителей поколения Z к более гибкой профессиональной жизни проявляется и в том, что свободный график прельщает их больше, чем железное требование быть в офисе с восьми утра до пяти вечера. Это не значит, что «зеды» хотят меньше работать, но им нравится работать в удобном для себя режиме, ведь для кого-то самое продуктивное время — раннее утро, а для кого-то — поздний вечер. К тому же «зумеры» предпочитают трудиться одновременно более, чем над одной задачей, а 75% из них хотят играть в компании сразу несколько разных ролей. Конечно, такие ожидания требуют от нанимателя готовности по-новому взглянуть на рабочую рутину. Но, если и он сможет, в свою очередь, проявить гибкость, это окупится с лихвой.