совместный проект

статья
Будущее планеты: почему поколение Z озабочено вопросами экологии

Согласно опросу, проведенному организацией Amnesty International, 41% молодых людей считают изменение климата главной проблемой современности. Разбираемся, как экологическая осознанность стала одной из ведущих черт поколения Z.

Картинка

Не будет преувеличением сказать, что в 2019 году едва ли не самым известным человеком на планете стала Грета Тунберг — шведская школьница и активистка, которая приложила немало усилий, чтобы привлечь внимание мировых правительств к проблеме глобального потепления. Хотя она была далеко не первой, кто заговорил в публичном пространстве о климатическом кризисе и его губительных последствиях, именно в последнее десятилетие забота об экологии стала занятием не только важным, но и популярным, социально одобряемым.

Тренд на экологическую осознанность и этичность поддерживают как отдельно взятые блогеры-инфлюэнсеры (в российском интернет-пространстве это, например, Варя Валовиль и Даша Чекальская), так и крупные бренды. Prada Group отказывается от использования натурального меха, а Zara обещает, что к 2025 году полностью перейдет на ткани, производство которых не вредит природе. В крупных городах России появляется все больше zero waste-магазинов, где продаются товары без упаковки. В повседневный обиход входит термин «sustainability» — устойчивость окружающей среды к воздействию на нее человека.

Наивно полагать, будто марки одежды или индивидуальные предприниматели руководствуются исключительно благими намерениями: они не могут не учитывать интересов бизнеса. При этом очевидно, что, если какой-то бренд хочет заслужить доверие аудитории, ему нужно разделять ее ценности. И забота об экологии стала одной из основных ценностей поколения Z неспроста.


Соцсети,
осознан­ность и «естест­венный» образ жизни

Во-первых, на то есть объективные причины. ООН называет изменение климата одним из главных вызовов современности. На площади так называемого большого тихоокеанского мусорного пятна, состоящего из пластика и других отходов, уместились бы три Франции. Леса Амазонии — «легкие планеты» — планомерно уничтожаются. Экологические проблемы не выдуманы, их действительно нужно решать, и неудивительно, что делать это пытаются люди молодые и энергичные. Одной Гретой Тунберг перечень имен не ограничивается: Сие Бастида принимает участие в молодежном саммите ООН по вопросам изменения климата, Леа Намугерва призывает бойкотировать использование пластика в Уганде, а юные российские экоактивисты выходят на пикеты и участвуют в движении «зеленых вузов».

Во-вторых, дело может быть в повышении уровня жизни в развитых странах. Когда человеку не нужно задумываться, где добыть еду и как обеспечить себя чувством защищенности, у него появляются внутренние ресурсы на более высокие цели: исследовать мир и пытаться делать его лучше, приносить ему меньше вреда. В свою очередь, индустриальный прогресс упрощает этот процесс, так как позволяет, например, производить веганские продукты, по вкусу почти не уступающие обычным.

В-третьих, взросление поколения Z пришлось на бурный расцвет соцсетей, а ничто так не способствует быстрому распространению идей, как Facebook или Instagram. Глобальные забастовки за климат, прошедшие в 2019 году (на них школьники и студенты со всего мира требовали от правительств решительных действий в борьбе с глобальным потеплением), стали возможными во многом потому, что люди с помощью интернета делились опытом, поддерживали друг друга и сформировали крепкое сообщество единомышленников, даже несмотря на то что находились в разных точках планеты.

Картинка

В-четвертых, на смену эпохе гламура начала нулевых, когда в цене были атрибуты роскоши в виде дорогих автомобилей, путешествий на Мальдивы и пластических операций, пришло стремление к более «натуральному» и экономичному образу жизни. Это вполне логично и предсказуемо: когда человечество устает от какого-то тренда, оно нередко переключается на прямо противоположный. «Зумер», конечно, красит волосы в зеленый или фиолетовый цвет, но одновременно протестует против объективации и считает, что с растительностью на теле и целлюлитом не нужно бороться: и то, и другое совершенно естественно.

Наконец, осознанность в принципе характерна для представителей поколения Z. Они в большей степени задумываются, в каком возрасте заводить семью и как выстраивать отношения со сверстниками. Для них важно научиться разбираться в своих чувствах. Им хочется понять суть вещей и принять мир во всем его многообразии. Более того, они готовы нести ответственность за состояние, в котором планета достанется их последователям. Таким образом, «зумеры», которых нередко обвиняют в инфантилизме и поверхностности, в ряде вопросов оказываются куда более зрелыми, чем их родители.


Как проявлять
экологичес­кую осознан­ность по правилам поколения Z

Старайтесь не пользоваться одноразовыми предметами
Картинка

Чтобы во время каждого похода в супермаркет не покупать пластиковые пакеты, обзаведитесь несколькими сумками-шоперами. Берите кофе на вынос в свою термокружку: они часто продаются в крупных сетевых кофейнях. Существуют также многоразовые коктейльные трубочки, мешочки для фруктов, бутылки для воды и даже подгузники. Обычно они стоят дороже, чем те, что можно использовать только один раз, но со временем окупаются. Присмотреть себе экоавоську или термос можно, например, в этом zero waste-магазине.


Сортируйте
мусор

До недавнего времени в России делать это было непросто, но с 1 января 2020 года на раздельный сбор отходов перешла Москва, а в других областях губернаторы получили рекомендацию позаботиться о том, чтобы у жителей была возможность выбрасывать в разные контейнеры пластик, стекло и металл. Необязательно сразу полностью отказываться от привычки складывать все отходы в одно ведро. Начните с малого: допустим, заведите дома три емкости — для пластиковых бутылок, картона и батареек. Сайт движения «Раздельный сбор» поможет найти ближайшие к вашему дому пункты приема.


Разберитесь,
сколько продуктов вам на самом деле нужно

Если верить статистике, россияне ежегодно выбрасывают 17 млн тонн еды стоимостью более 1,6 трлн рублей. Одна из причин — люди покупают гораздо больше продуктов, чем могут съесть. В итоге хлеб, молоко, овощи портятся, и их приходится выбрасывать. Совершая покупки, старайтесь трезво оценивать, действительно ли ваша семья способна разделаться с несколькими килограммами клубники, прежде чем ягоды начнут гнить? Имеет ли смысл по привычке варить большую кастрюлю супа на неделю, если остатки обычно все равно приходится выливать? Наконец, так ли уж необходимо накрывать обильный праздничный стол, учитывая, что доедать потом салаты быстро надоедает? Первым шагом к осознанному потреблению может стать одно из приложений для планирования меню.


Попробуйте
совершать меньше покупок в масс-маркете

Правило «лучше купить одну дорогую белую футболку вместо десяти дешевых» актуально как никогда. Перепроизводство одежды — огромная проблема. Во-первых, оно само по себе загрязняет окружающую среду, а во-вторых, нераспроданные коллекции приходится уничтожать, в том числе за счет сжигания: от этой практики компании стали постепенно отказываться только в последние два-три года. В то же время маленькие, локальные бренды часто больше заботятся об этичности производства, и предпочтение по возможности стоит отдавать им. Курс на экологичность взяли многие российские марки: NNedre, POLYARUS, Corporelle и другие.


Не выбра­сывайте
бездумно ненужные вещи

Картинка

Есть множество способов передать их тем, кому они еще пригодятся. Разобрав шкаф, пригласите друзей и подруг на своп — вечеринку обмена одеждой, довольно распространенное среди «зумеров» развлечение. Отнесите игрушки или неиспользованные канцелярские принадлежности в одну из благотворительных организаций, которые помогают малоимущим семьям. Если вам хочется избавиться от части бумажных книг, узнайте, не примет ли их районная библиотека. Если нет, то практика буккроссинга все еще актуальна. В конце концов, ненужные вещи можно продать на платформах вроде Avito. Главное — запастись терпением.