совместный проект

статья
Капитал лайков. Что дает поколению Z популярность в соцсетях?

Ровно год назад компания Morning Consult провела большой опрос респондентов поколения Z в очередной попытке установить их жизненные приоритеты. Исследование показало, что для этого поколения главная цель в жизни — деньги и карьерный успех, важнее даже, чем дружеские связи.

Источник: unsplash.com

Насколько объективным был отбор респондентов для этого конкретного исследования, мы не знаем, — есть немало исследований с совсем другими результатами. Более того, психологи говорят, что за весну 2020 года, отсидев три месяца дома, подростки пересмотрели свои приоритеты и осознали ценность живого общения и дружбы.

Но тот факт, что молодежь, наглядевшись на своих родителей-миллениалов, постоянно испытывающих проблемы с деньгами, не желает для себя такой жизни, неоспорим.

Итак, что мы имеем: молодого, скорее всего даже несовершеннолетнего человека, который хочет быстрых денег. Еще двадцать лет назад такие желания запросто могли подтолкнуть подростка на кривую дорожку: заработать много денег в таком нежном возрасте честным путем было практически нереально.


Источник: unsplash.com

Сегодня же этот молодой человек или девушка знает, что такой сценарий абсолютно реален и легален: из TikTok и Youtube на него смотрят энергичные молодые юноши и девушки, которые (по крайней мере, по слухам) зарабатывают миллионы на рекламе и спонсорских контрактах. Ну или, может, не миллионы, но деньги на новые кроссовки им точно не приходится выпрашивать у родителей.

Активность в соцсетях давно уже воспринимается не как хобби, а как серьезная карьера.

Один из опросов в Великобритании показал, что 34% (!) подростков мечтают стать видеоблогерами. Популярность в соцсетях напрямую ассоциируется у молодежи с финансовым успехом. И главное — у любого из них есть абсолютно все инструменты, чтобы прямо сейчас, не выходя из собственной комнаты, начать движение к успеху: достаточно включить голову и достать из кармана смартфон. В отличие от взрослых блогеров дети не тратят время на проработку концепции аккаунта, разработку дизайна, стратегии продвижения, редакционного плана: они просто начинают говорить на камеру то, что думают, разыгрывать несложные сценки или демонстрировать разные нехитрые трюки.


Источник: unsplash.com

Справедливости ради надо сказать, что подростки готовы добывать деньги и другими способами: по данным прошлого года, в российских городах-миллионниках 37% «зумеров» имеют постоянную работу или подработку, в остальных городах — 26%. Если раньше родители начинали пристраивать отпрысков на работу, когда те уже окончили институт и пролежали пару месяцев на диване, глядя в потолок, то теперь пристроить ребенка старшеклассника через знакомых в какой-нибудь офис или магазин — вполне в порядке вещей.

Но что еще кроме надежды на быстрые заработки дает молодым людям популярность в соцсетях? Цифровые аборигены, у которых аккаунт в соцсетях появился одновременно со свидетельством о рождении, с малолетства знают, что: а) людей на планете много и б) что все они очень красивые и креативные. По крайней мере, так им сказали в «Инстаграме» и «Тиктоке». Аватар человека в соцсетях воспринимается как продолжение его личности, часть его самого. И на эту интернет-персону возлагается огромная ответственность: быть успешным. Лайкают твои селфи — значит, лайкают тебя. Нравятся твои «тиктоки» — значит, нравишься ты.

Миллениалы, бумеры и все без исключения поколения до них социальный капитал нарабатывали в реальном мире — в школе, во дворе, в институте, на работе. Эти связи выстраивались довольно мучительно: люди в таких компаниях подбираются случайным образом, к каждому надо найти подход, зачастую возникают конфликты и неразрешимые противоречия.

«Зумеры» с раннего детства знают, что их потенциальная аудитория гораздо шире. То есть что люди, с которыми они взаимодействуют в реальной жизни, — это лишь малая часть их социального окружения. И даже если по какой-то причине у подростка не складываются отношения с одноклассниками, от них всегда можно удрать к своей виртуальной аудитории, которая, вероятно, настроена гораздо дружелюбнее. В соцсети можно создать виртуальную персону, которая будет собирать гораздо больше лайков, чем одному человеку отпущено одноклассников и друзей в реальности.

Источник: unsplash.com

Источник: unsplash.com

Взрослые много говорят о токсичности соцсетей, но правда в том, что для подростка соцсети — это гораздо чаще зона комфорта. Это место, где найти единомышленников, друзей, любовь или даже фанатов гораздо проще, чем в реальной жизни. В социальный аккаунт люди приходят, условно говоря, по тегу. Их приводит алгоритм, который умнее нас и точно знает, какой контент вам понравится. Разумеется, существует огромная армия троллей и хейтеров, но новые соцсети устроены таким образом, что вес негативных комментариев постоянно снижается. Кроме того, нынешние подростки довольно рано осваивают полезный навык не вестись на негативные комментарии: одни учатся их игнорировать, других они скорее забавляют.

Задаваясь вопросами, что для молодежи означает успех в соцсетях и почему он для них так важен, постоянно стоит помнить, что дети и подростки практически не разделяют свою персону в соцсетях и свою личность. Тогда и ответ становится очевиден: для нового поколения успех в соцсетях — это и есть успех в жизни. Это как минимум карьера и социум — две важные составляющие любой жизни.