совместный проект

статья
И смешно, и грустно: как поколение Z осмысляет реальность за счет мемов

Раньше отношение к происходящим в мире изменениям выражали с помощью песен, стихов или банальных разговоров по душам. Сегодня эту функцию взяли на себя мемы. Разбираемся, чем объясняется их востребованность и почему они позволяют «зумерам» справляться с тревогой, болью и одиночеством.

Источник: unsplash.com

На первый взгляд может показаться, что мемы — явление последних лет, или во всяком случае плод массовой культуры XXI столетия. На самом же деле это понятие появилось еще в прошлом веке. Его ввел британский эволюционный биолог Ричард Докинз в книге «Эгоистичный ген», которая вышла в 1976 году. В его версии мемы — простейшие единицы, из которых состоит значимая для культуры информация. Популяризатор науки сравнивает их с генами: аналогичным образом последние лежат в основе информации биологической.

Под мемами могут пониматься ремесленные технологии, философские идеи, религиозные обряды, литературные жанры, направления в искусстве и т.д. По Докинзу, они, как и гены, подвержены естественному отбору, а также способны мутировать и проходить через процесс искусственной селекции. То есть они в каком-то смысле участвуют в борьбе за выживание. Если попытаться «одушевить» мемы, получается, что первостепенная их задача — закрепиться в сознании людей на века. Многим это вполне успешно удается: в области веры и суеверий есть немало тому примеров.

Исторически мемы передавались из уст в уста или, если речь шла о физическом воплощении идеи (к таковым можно отнести, в частности, палеолитические рубила и простейшие игрушки), из рук в руки. Позже появились книгопечатание, система образования, музеи, однако настоящим чемпионом по распространению мемов стал интернет благодаря быстроте передачи данных. Неудивительно, что именно поколение Z, которое родилось после 1997 года и не представляет мира без социальных сетей и YouTube, строит свое восприятие реальности в том числе на основе картинок со смешными подписями.

Это проявляется не только в личной коммуникации, хотя отправить другу мем в мессенджере — одно из самых привычных действий для «зумера». В наши дни даже маркетинговые технологии стали опираться на популярность сетевых приколов (кстати, если вы уже читали наш «Словарь поколения Z», то должны знать, что слово «прикол» безбожно устарело). Крупные бренды вроде Uber и Netflix, стремясь заинтересовать молодую аудиторию, все чаще предпочитают не рекламные интеграции у известных блогеров, а сделанные на заказ мемы. Регулярно выкладывать мемы в своих официальных аккаунтах с недавнего времени стал интернет-ритейлер ASOS.

Отчасти такой подход объясняется тем, что реклама в блогах нередко кажется неискренней, вымученной. Зато мем — это дешево и сердито, а вовлеченность в результате выше, потому что аудитория с гораздо большим энтузиазмом делится в соцсетях смешными картинками, чем хвалебными отзывами на продукт. Получается, что «зедами» можно управлять с помощью мемов, и тут нет ничего удивительного, ведь они играют в жизни этого поколения глубокую и сложную роль.


Интернет все стерпит

Начнем с того, что интернет-мемы отличаются от «традиционных» не только способом передачи. Докинзовский мем — единица скорее идейная. В сети мемы хоть и закрепляются по похожему же принципу (в памяти остаются только наиболее броские, живучие, многократно повторенные), но выражают скорее чувства. С их помощью легко и удобно показать свое отношение к какому-нибудь событию, причем как частному, так и глобальному: начиная с расставания с партнером и заканчивая изменением климата.

У интернет-мемов есть и еще одна особенность: как правило, в них заложена добрая шутка, тонкая ирония или откровенный злой сарказм. Они строятся на абсурдных сочетаниях изображений и подписей к ним. Такие мемы, конечно, являются отражением реальности, но не в прямолинейном, а в символическом, пародийном смысле. Они пытаются осмыслить мир, высмеивая его, отыскивая в нем противоречия, странности, проявления несправедливости.

Источник: unsplash.com

В то же время темы в мемах поднимаются порой весьма серьезные. В непростом во всех смыслах 2020-м одной из самых популярных реакций на новости стал не новый, но крайне актуальный мем This Is Fine — с собакой, которая сидит в окутанном языками пламени помещении и делает вид, что все нормально. Именно мемы — едва ли не самое яркое проявление постиронии, особого мироощущения, характерного для поколения Z и основанного на едва уловимом переходе от серьезности к насмешке.

Не стоит забывать, что обмен мемами — еще и своеобразный способ формирования сообщества, возможность ощутить свою причастность к довольно обширной группе людей. Для этого больше не нужно вести долгую переписку, встречаться лично, иметь общие интересы. Достаточно уметь считывать, что имеет в виду другой интернет-пользователь, выкладывая в сеть ту или иную картинку. Как ни странно, даже такая мелочь может помочь ощутить себя менее одиноким, а ведь в мире, где очного общения становится все меньше, одиночество — серьезная проблема.


Деградация или развитие?

Источник: unsplash.com

На основании всего этого можно сделать несколько любопытных выводов о поколении Z:

  • во-первых, его ритм жизни очень динамичен. У «зумеров» часто нет времени на то, чтобы подробно объяснять свое отношение к какому-то явлению или происшествию. Куда проще отреагировать готовой картинкой, смысл которой будет понятен большинству ровесников и единомышленников. Похожий принцип лежит в основе использования эмодзи;
  • во-вторых, хотя подпись в меме также играет важную роль, главное в нем все-таки изображение. Таким образом, мы получаем очередное подтверждение тому, что поколение Z предпочитает взаимодействовать с визуальным контентом, а не с текстом;
  • в-третьих, несмотря на то что современную молодежь порой обвиняют в том, что она стала равнодушной к боли других людей, «зеды» вполне эмоциональны, просто чувства они выражают другими способами. Не исключено, что дело тут еще и в формировании представлений о личных границах. Другу или коллеге может не понравиться, если ты вдруг начнешь, что называется, лезть в душу. Зато лаконичное изображение позволяет выразить сочувствие без вторжения в персональное пространство;
  • наконец, в-четвертых, «зумеры» склонны высмеивать все вокруг — в том числе собственные переживания, но за смешными картинками они часто прячут тревогу, фрустрацию, страх одиночества. А ведь еще Курт Воннегут говорил, что смех — это самая естественная реакция на страдания.

Создается впечатление, будто популярность мемов указывает на регресс человеческой культуры. Вместо того чтобы обсуждать сложные философские вопросы красивым литературным языком, мы предпочитаем обмениваться изображениями, среди которых часто встречаются плоды далеко не самого интеллектуального юмора. То есть фактически откатываемся к временам, когда в ходу были пиктограммы. Но в действительности пиктографическое письмо — сложный навык. И не исключено, что «зумеры», которые способны увидеть комплекс эмоций и оценок в одной лишь картинке, обладают гораздо более развитым образным мышлением, чем их предшественники.