совместный проект

статья
Поколение предпринима­телей: какой бизнес привлекает зумеров

Согласно опросам, представители поколения Z с большой долей вероятности предпочтут открыть собственное дело, а не работать на компанию. Разбираемся, с чем это связано, и выясняем, кто из вчерашних школьников уже построил успешный бизнес или собирается это сделать.

Источник: unsplash.com

Летом 2020 года американская организация The Center For Generational Kinetics, которая занимается исследованиями миллениалов и поколения Z, опубликовала очередной отчет, результаты которого оказались предсказуемыми и ошеломительными одновременно. О заинтересованности зумеров в ведении бизнеса говорили и раньше, но теперь выяснилось, что 91% опрошенных либо нацелены, либо не исключают возможности стать предпринимателями. А более 60% из тех, кто планирует создать собственный бизнес, в качестве самой перспективной площадки называют не офлайн, а сетевое пространство.

В последнем обстоятельстве нет ничего удивительного: зеды едва ли не в буквальном смысле рождались с ноутбуками, планшетами и смартфонами в руках. Как правило, они разбираются в технологиях лучше, чем представители других поколений, и ведут в интернете не менее насыщенную жизнь, чем в обычном мире: поддерживают отношения с друзьями и знакомятся с новыми людьми в социальных сетях; используют ролики в TikTok как способ творческого самовыражения и смотрят образовательные видео; следят за жизнью кумиров и сами становятся знаменитостями; зарабатывают на монетизации контента в YouTube и тут же тратят эти деньги в онлайн-магазинах. Кто, если не зумеры, будет развивать интернет как бизнес-среду?

Кроме того, австралийские специалисты в области карьерного развития предполагают, что среднестатистический представитель поколения Z за жизнь будет успевать попробовать до 17 разных профессий. На первый взгляд эта цифра кажется едва ли не фантастической — особенно для людей более старшего возраста, которые привыкли считать успешным того, кто вырос от «мальчика на побегушках» до большого начальника в рамках одной организации.

Но, когда человек занимается той или иной формой предпринимательской деятельности в интернете, ему или ей не так уж и сложно регулярно менять карьерный вектор. Например, сегодня вы — бьюти-блогер, который получает деньги за рекламный контент. Через год у вас появляется достаточно знаний и популярности, чтобы давать персональные консультации по подбору косметики. Через два вы открываете тематический интернет-магазин, а через пять заключаете контракт с какой-нибудь известной маркой и выпускаете совместную коллекцию, для работы над которой вам нужно проникнуть в тонкости производства.

С другой стороны, косметика — все-таки развлечение, а ее продажи строятся на уловках, которые в изобилии придумывают маркетологи, чтобы сбыть нам как можно больше далеко не самых необходимых продуктов. Важная особенность поколения Z заключается в том, что оно заинтересовано в социальном предпринимательстве, а не просто в бизнесе ради бизнеса. Речь идет не столько о благотворительной деятельности, сколько в целом о стремлении разными способами помочь миру стать чистым, безопасным и удобным.

У зумеров, как правило, хорошо развита эмпатия, они хотят приносить нашей планете пользу и благодаря все тем же соцсетям прекрасно осведомлены о проблемах людей в разных точках Земного шара. Они стремятся организовать экологичное производство и позаботиться о здоровье потребителей. К примеру, в прошлом году в России прошел конкурс «Юный предприниматель Вологодской области», на котором в том числе были представлены проекты фермерских хозяйств и пункта приема вторсырья, а в тройке победителей оказалась Злата Миронова из Череповца: она ратует за здоровое питание и собирается открыть сеть кафе с безглютеновым меню.

Источник: unsplash.com

Стоит, конечно, учитывать, что значительная часть зедов еще учится в школе или получает высшее образование, поэтому для многих открыть свой бизнес — это скорее план на будущее, чем актуальная действительность. Среди молодых успешных предпринимателей встречаются в основном юноши и девушки, чей возраст пролегает по верхней границе поколения Z. Однако есть и те, кто моложе. Вот лишь несколько примеров.


Дмитрий Спесивцев

Животноводство — далеко не самое распространенное увлечение среди молодежи, однако Дмитрий Спесивцев из Долгопрудного смог к двадцати годам не просто стать экспертом в этой теме, а еще и открыть собственное дело. В его интернет-магазине продаются клетки, корма, инкубаторы, насесты, упаковки для яиц и прочая сельскохозяйственная утварь, а сам он разводит кур, выращивает огурцы и без стеснения называет себя фермером. В приоритете компании Дмитрия — экологичность, а также этичное отношение к животным, которые, по его мнению, должны содержаться в комфорте. Словом, он всеми силами старается, чтобы его бизнес соответствовал принципу устойчивости окружающей среды, который так важен для поколения Z.


Алина Морз

Американка Алина Морз признается, что начала придумывать идеи для бизнеса, едва ей исполнилось три года.

Источник: unsplash.com

В девять лет она уже создала собственную компанию по производству леденцов без сахара Zolli Candy. Морз руководствовалась простыми соображениями: все дети любят конфеты, но родители и стоматологи постоянно твердят, что есть сладкое вредно. Так почему бы не придумать одновременно вкусные, но безвредные для зубов лакомства? Дело юной бизнесвумен началось с экспериментов с рецептами на собственной кухне, а сегодня леденцы Zolli Pops продаются в 25 000 магазинов в США и других странах. Согласно официальным данным, доход компании за 2018 год составил $6 млн, а сама Алина Морз стала самым молодым предпринимателем, попавшим на обложку тематического журнала Entrepreneur.


Тимур Кузьмин

Петербуржец Тимур Кузьмин еще в 14 лет создал свой первый стартап — программное обеспечение для офисных кофемашин. А через два года, вдохновившись идеей рэп-баттлов, он запустил проект Vortex Sport, цель которого — популяризировать силовые виды спорта.

Источник: unsplash.com

На импровизированном ринге сходятся популярные атлеты: кроссфитеры, пауэрлифтеры, бодибилдеры, каратисты. Монетизируется бизнес за счет рекламы (ролики с баттлами выкладываются на YouTube и собирают сотни тысяч просмотров) и организации спортивных мероприятий. В одном из интервью Тимур сказал, что его отец, также предприниматель, был против того, чтобы сын шел в бизнес. В итоге дела юноша ведет самостоятельно и, кажется, вполне успешно.


Брендан Вонг

Социальный предприниматель из Канады Брендан Вонг стал волонтером в НКО Free the Children, которая помогает детям и подросткам в беднейших государствах, когда ему было всего восемь лет. Позже он создал организацию Pledges for Change. Она объединяет старшеклассников и учеников университетов, заинтересованных в волонтерской деятельности.

Источник: unsplash.com

Помогает им найти, куда приложить энергию и энтузиазм, и собирает пожертвования: они идут в том числе на борьбу с голодом и травлей, а также на помощь тем, кто оказался без крыши над головой или столкнулся с трудностями в области психического здоровья. Сегодня Pledges for Change — крупнейшая в Канаде некоммерческая организация такого типа, управляемая студентами. Так зеды меняют мир не только на словах, но и на деле.