совместный проект

статья
Режим экономии: как копят и тратят зумеры

Источник: unsplash.com

Родившихся с 1995 по 2010 год еще называют throwback generation — «поколением возврата». Термин употребляют, описывая отношение зумеров к деньгам: они обращаются с деньгами консервативно, как их бабушки и дедушки. Z прагматичны не по годам, им чужда финансовая беспечность.

4 из 5 опрошенных зумеров называют деньги главным источником тревог, и этому можно найти объяснение. В России они могли родиться в период самого тяжелого экономического кризиса в стране (1998 год), могли видеть, как финансовый кризис 2008-2010 годов и валютная встряска 2014-2015 годов потрепали их родителей.

Источник: unsplash.com

Новый кризис, связанный с пандемией и ее последствиями, тоже наложит свой отпечаток. Через эти же события прошли миллениалы и бумеры, поспорите вы, но если выявить кризисную частоту (упрощенно говоря, разделить прожитые годы на пережитые кризисы), то выяснится, что зумеры росли под напряжением сильнее, чем миллениалы и родители-бумеры.


Сберегатель­ная тактика

Тень финансовых кризисов и рецессий, в которой выросли зумеры, словно заставила их быть бережливыми. Большинство молодых людей в России в возрасте от 18 до 23 лет уже делают накопления — об этом говорит недавнее исследование «Сбербанка», проведенное в 37 российских городах с населением более 500 тысяч человек. На вопрос «Как часто вам удается откладывать средства?» 66% представителей поколения Z отвечают, что стараются это делать ежемесячно; 33% стремятся откладывать несколько раз в год. Также опрос показал, что Z откладывают хоть и небольшие суммы, но делают это чаще, чем миллениалы.

Вопреки тому, что зумеров называют цифровыми аборигенами (да, они действительно проводят много времени в банковских приложениях), 58% опрошенных в России заявили, что откладывают наличные, по старинке. Очевидно, это деньги, которые Z — еще без постоянной работы и зарплатной карты — получают от родителей.


Кредитный протест

Хотя кредитование стало проще и доступнее, чем десять лет назад, представители поколения Z — по крайней мере, в России — не рвутся обременять себя долгами. В исследовании, проведенном страховой компанией «Росгосстрах жизнь» и банком «Открытие», говорится, что именно в категории Z самая высокая доля тех, у кого нет текущих обязательств перед банками. Каждый четвертый респондент от 18 до 23 лет также отвечает, что не интересуется ипотечным кредитом (возможно, зумеры, которые еще живут с родителями, передумают через пару лет). Зеды не исключают возможность занимать деньги у друзей и знакомых, если потребуется, — в этом признались 18%. Основной же сценарий поведения Z при недостатке средств — старая добрая экономия.

Источник: unsplash.com

Однако закредитованность зумеров разнится по странам. В Европе молодые люди куда меньше склонны брать кредиты, чем их американские ровесники. В США кредитные обязательства есть у 66% представителей Z. К автокредиту обратились 23%, кредитными картами пользуются 41%. Есть мнение, что кредитная карта для американских зумеров не всегда вынужденная необходимость. Некоторые заводят ее, чтобы заработать хороший кредитный рейтинг. Кто знает, может, завтра им понадобится ипотека, кредит на запуск своего бизнеса или студенческий заём? Хорошая кредитная история в американской банковской системе помогает получить наиболее выгодные условия для будущих кредитов.


Этичное инвестиро­вание

«Представители нового поколения наблюдали, как их родители по-настоящему боролись, это происходило в очень важный для зумеров возраст, когда формировались их потребительские привычки», — объясняет президент «Центра кинетики поколений» Джейсон Дорси, который исследует поведение Z и консультирует крупные компании. По словам Дорси, взросление в неспокойное время задает паттерн инвестирования: зумеры выберут скорее невысокую доходность акций — главное, чтобы риски были невелики.

В России вкладываться в ценные бумаги готовы только 9% зумеров, но здесь нужно сделать оговорку, что свободно пользоваться брокерским счетом можно только с 18 лет. Молодые люди в возрасте от 14 до 18 лет могут совершать сделки только с письменного согласия родителей, да и с выводом денег со счета тоже могут возникнуть трудности.

С большей вероятностью Z будут инвестировать в компании, чьими продуктами пользуются сами, — приложения, видеоигры, соцсети. Также считается, что в инвестиционном приоритете зедов будут проекты, которые соответствуют их этическим нормам. Поколение Z не зря называют искателями правды: согласно исследованию, треть зумеров выступают за расовое и гендерное равенство, а больше половины уверены, что современное общество должно принять движения в поддержку феминизма и прав трансгендеров. Прежде чем во что-то вложиться, социально ответственные Z-инвесторы скорее всего оценят не только доходность компании, но и действительно ли она приносит пользу обществу и не наносит вред экологии, прозрачно ли ведет бизнес, есть ли на топ-позициях женщины и представители меньшинств.


Режим экономии

Бережливость зумеров — практически вызов для бизнесов, которые рассчитывают в скором будущем зарабатывать на поколении Z. Прижимистых молодых людей еще предстоит убедить потратить свои деньги, и убеждать придется именно продуктом — маркетинговые уловки не сработают. Прагматичные зеды не купятся на логотип большого бренда, если этот бренд делает продукт несоответствующего качества.

Источник: unsplash.com

Среди особенностей, присущих зумерам, еще выделяют гиперкогнитивность, то есть повышенную способность перерабатывать информацию одновременно из нескольких источников. Прежде чем купить что-то на собственные деньги, 68% зумеров прочитают или посмотрят как минимум три онлайн-обзора на эту вещь. А затем, скорее всего, проанализируют рынок, сравнят цены, найдут лучший вариант и придумают, как получить скидку или промокод.
В ходе одного из опросов также выяснилось, что Z ставят деньги в приоритет своих жизненных ценностей, друзья, создание семьи и карьера идут в этом списке после денег. При этом нельзя сказать, что деньги для Z — это символ успеха и пропуск к роскоши, как было в начале нулевых. Просто со сбережениями зумерам, выросшим в условиях экономической нестабильности, живется спокойнее, а о большем они (пока) не просят.