совместный проект

статья
Рэп или K-Pop? Музыка поколения Z

Источник: unsplash.com

Для молодежи музыка во все времена была не просто одним из увлечений, а еще и важной частью мировоззрения. Выясняем, каких исполнителей предпочитают зумеры в России и за рубежом, а также разбираемся, о чем нам это говорит.

Прежде чем перейти к конкретным жанрам, стоит понять, есть ли у поколения Z какие-то особенные привычки, связанные с потреблением музыкального контента. Положительный ответ на этот вопрос дает масштабное исследование, проведенное в прошлом году Spotify — интернет-сервисом потокового аудио, который после долгих проволочек все-таки пришел в Россию. В опросах принимали участие люди в возрасте от 15 до 24 лет из США, Великобритании, Австралии, Германии, Филиппин и других стран. Выяснилось, в частности, следующее:

— больше половины (а именно 56%) зумеров говорят, что воспринимают музыку как инструмент, позволяющий отдохнуть от визуальной информации, которой перенасыщена современная действительность. Поэтому они скорее предпочтут сосредоточенно послушать новый альбом любимого исполнителя, чем использовать музыку в качестве фона для других занятий;

Источник: unsplash.com

— среди всех пользователей платформы именно самые молодые наименее консервативны в выборе музыки с точки зрения географии: они с равным успехом могут слушать как исполнителей из своей страны, так и тех, чей язык им совершенно незнаком;

— зеды меланхоличны, у многих из них есть специальные «грустные» плейлисты, которые они слушают снова и снова год за годом. При этом 49% опрошенных считают, что музыка помогает им проживать тяжелые чувства и в итоге приносит облегчение;

Источник: unsplash.com

— наконец, 68% респондентов утверждают, что музыка и поп-культура в целом в наши дни не должны оставаться аполитичными. Если у известного человека или бренда, в роли которого может выступать, например, студия звукозаписи, есть возможность привлечь внимание к какой-то глобальной проблеме, этой возможностью нужно пользоваться.

Другое исследование, сделанное Vice Media Group, говорит, что зумеры готовы отдавать за музыкальный контент деньги. Интернет-пиратство, которое было совершенно обыденной вещью для более старших поколений, среди нынешней молодежи встречает гораздо меньше одобрения и понимания. Она считает, что за качественный, оригинальный контент нужно платить. Ключевое слово здесь — оригинальный, то есть такой, который не встречается больше нигде. 75% зедов придают этому параметру большое значение.

Есть и еще несколько интересных трендов. В частности, поколение Z обычно слушает музыку не альбомами какого-то одного исполнителя, а плейлистами, в которых собраны треки разных групп, певцов и певиц.

Объединяет их настроение или предназначение: музыка для пробежки, музыка для уборки, музыка, которая помогает уснуть. Кроме того, если раньше композиции приходили в нашу жизнь посредством радио и телеканалов, то сегодня зумеры совершают музыкальные открытия через онлайн-сообщества, а также благодаря рекомендациям друзей и инфлюенсеров в социальных сетях.

Не стоит забывать и об эффекте TikTok, количество активных пользователей которого в месяц достигает 800 миллионов, а 43% его аудитории составляют подростки в возрасте между 13 и 17 годами. Один из наиболее популярных форматов на этом ресурсе — липсинки: юзеры записывают короткие ролики, в которых двигаются и открывают рот под музыкальные треки. В итоге отдельные композиции становятся вирусными хитами, а TikTok служит мощнейшим инструментом продвижения для новой (и почти забытой старой) музыки. А теперь разберемся, что это за музыка и каковы ее особенности.


Жанры долой!

Вероятно, немного странно начинать раздел о музыкальных жанрах с такого утверждения, но факт остается фактом: зумеры гораздо менее склонны слушать только рок или только рэп, или только фолк, чем их предшественники.

Источник: unsplash.com

Они получают удовольствие от самой разной музыки. В плейлисте представителя поколения Z британская певица Дуа Липа может легко уживаться со старыми хитами Димы Маликова. Субкультуры, принадлежность к которым часто выражается в музыкальных предпочтениях, тоже практически исчезли. Разделение на «рэперов» и «металлистов», в 1990-е рождавшее чуть ли не междоусобные войны, больше не актуально. Сегодня любовь к какому-либо исполнителю может объединять людей, которые в остальном придерживаются совершенно противоположных взглядов.


Мировая экспансия кей-попа

Тренд на смешение жанров прекрасно отражает музыка южнокорейских исполнителей, которые активно завоевывают американский и европейский рынки: BLACKPINK, например, недавно сделали коллаборацию с Леди Гагой, а клип герл-бэнда на трек Ddu-Du Ddu-Du стал одним из самых просматриваемых видео за все время существования музыкального YouTube. Кей-поп объединяет хип-хоп с роком, клубную электронику — с ритм-н-блюзом, танцы — с модой.

Конечно, в Южной Корее музыка — крупная индустрия, а в продвижение «айдолов» вкладываются огромные деньги. Но дело еще и в том, что K-Pop — это почти всегда яркое, динамичное шоу, и неудивительно, что зумерам, на которых отлично работают визуальные стимулы, он так нравится.


Рэп снова на коне

На Западе рэп и хип-хоп-культура в общем-то не теряют популярности на протяжении нескольких десятилетий. Однако в России в последние годы явно наблюдается новый всплеск интереса к этому музыкальному стилю, по силе сравнимый с девяностыми, когда треки Децла и Bad Balance звучали из каждого магнитофона. По данным Spotify, в первый месяц после запуска сервиса в нашей стране наряду с уже упомянутым K-Pop наиболее активно пользователи слушали именно русский рэп: Элджея, Скриптонита, Kizaru. Его популярность можно объяснить множеством факторов — начиная с доступности лирики и заканчивая нарочитой демонстрацией атрибутов красивой жизни, которые манят молодежь. Да, наши исполнители по-прежнему часто копируют американских, но у русского рэпа определенно есть свой колорит — особый тип дерзости, близкий и понятный свободолюбивым зумерам.


Музыка как личное высказыва­ние

Шоу-бизнес и в XXI веке остается прежде всего бизнесом. Однако в наши дни аудитория куда меньше ценит глянцевых, неотличимых друг от друга звезд, которыми бомбардировали нас продюсерские центры в нулевые. Сегодня, когда на YouTube и в SoundCloud можно с легкостью найти какую угодно музыку, а не следовать за вкусами редакции конкретной радиостанции, в почете не только оригинальность: чтобы трек нашел отклик в сердцах слушателей, за ним должен стоять живой человек — со своей историей, со своим, часто полным травм и разочарований, опытом. Исполнители, которые сами пишут музыку и тексты, вызывают особенное уважение и интерес.

Источник: unsplash.com

Этим отчасти объясняется и феноменальная популярность Билли Айлиш: она смогла облечь в довольно оригинальную музыкальную упаковку проблемы и переживания, понятные любому подростку, и, таким образом, фактически стала лицом поколения Z, которое придает искренности едва ли не первостепенное значение.