совместный проект

статья
Как зумеры меняют систему образования

Источник: unsplash.com

Несмотря на порой внешнюю инфантильность, к своему образованию зумеры подходят основательно: навыки для них важнее абстрактных знаний, а lifelong learning, то есть постоянное обновление умений, становится стандартом цифрового поколения.


Высшее: нужное или лишнее?

Бум высшего образования в России пришелся на вторую половину 1990-х и начало 2000-х — диплом стал некой социальной нормой, а также приоритетом на рынке труда. Сегодня потребность диплома заметно снизилась и у работодателей, и у самой молодежи. Лишь треть молодых людей считают качественное образование главным фактором при устройстве на работу, об этом говорится в исследовании РАНХиГС. Гораздо большее значение, по их мнению, имеют опыт и готовность много работать. 74% респондентов в возрасте от 18 до 25 лет считают, что значимость высшего образования завышена.

Значит ли это, что зумеры не пойдут в университеты? Вовсе нет, как ни странно. Пускай половина нынешних Z еще ходит в школу, им уже сейчас пророчат статус самого образованного поколения: они с меньшей вероятностью бросят школу и с большей будут зачислены в высшее учебное заведение. Важную роль здесь играют родители зумеров (более образованные люди, чем родители предыдущих поколений): 89% из них по-прежнему хотят, чтобы их дети получили высшее образование. Также есть мнение, что Z важно образование с точки зрения социальных медиа, все-таки они живут во времена экономики влияния. Таким образом, зумеры вступают в противоречие с собственными убеждениями. Они не верят в силу высшего образования (за исключением отдельных сфер вроде медицины, инженерии, науки), но всё же получат вузовский диплом, потому что в обществе еще не выветрилась значимость этого документа.

О том, что навыки для российских зумеров ценнее вузовского диплома, свидетельствуют данные Минпросвещения. В 2018 году число поступивших в колледжи и техникумы почти сравнялось с числом поступивших в вузы — впервые с нулевых годов, когда в России начался кризис среднего профессионального образования (СПО). Также в рамках нацпроекта «Образование» появился федеральный проект «Молодые профессионалы» с бюджетом 156 миллиардов рублей: к 2024 году в России планируют создать сеть из 100 центров и 500 мастерских, которые будут работать по программам, основанным на опыте Worldskills. Пускай колледжи сегодня проигрывают вузам по количеству абитуриентов, но прагматизм зумеров в отношении образования заметен уже сейчас: они хотят как можно скорее приобрести набор навыков, так называемый skill set.


Soft skills или hard skills?

Согласно исследованию LinkedIn, 60% зумеров верят в силу hard skills — узких профессиональных навыков, которые нужны для решения конкретных задач. Эффективность этих навыков можно измерить, а чтобы овладеть ими, требуется несколько недель — ценные характеристики для Z, нацеленных на результат. Hard skills основаны на технических навыках (например, выучить язык программирования или разобраться, как работать в редакторе трехмерной графики) и предполагают практику, что зумеры особенно ценят. Чем активнее процесс обучения, тем больше Z вовлечены в него.

Источник: unsplash.com

Современные тенденции на рынке труда идут несколько вразрез с установками зумеров. Исследования Стэнфордского университета и Гарварда показывают, что 85% успеха человека в профессии — это именно гибкие навыки (soft skills): критическое мышление, эмоциональный интеллект, эмпатия, адаптивность и так далее. Зумеры понимают силу soft skills и уже сейчас переживают, что им может не хватить этих навыков, но в приоритет их пока не ставят: как говорится, хороший человек не профессия. Нацеленность Z именно на hard skills объясняется и тем, что зэды росли в окружении технологий: с гаджетами они общаются чаще, чем с живыми людьми, поэтому коммуникативные навыки для них менее ценны.


Микро­обучение и Youtube вместо лекций

Зумеры отличаются от предыдущих поколений своим способом восприятия информации. Они легко перепрыгивают с одной темы на другую, быстрее обрабатывают данные, у них сформировано клиповое мышление. Подходящей моделью для самостоятельных занятий зумеров стало микрообучение (с англ. microlearning). Его идея состоит в том, что информация должна подаваться компактно: с помощью небольших статей, упражнений, чек-листов, инфографики, а лучше видео. Микроформат не отнимает много времени — достаточно пяти свободных минут, например, за завтраком или в очереди за кофе. Сложные моменты урока можно осваивать постепенно, небольшими порциями. Кроме того, уроки часто подаются в игровой форме — так информация легче усваивается.

Источник: unsplash.com

59% представителей цифрового поколения используют Youtube для учебных занятий, 47% пользуются обучающими приложениями, но оказалось, что технологии и тяга к саморазвитию не умаляют роли преподавателей в жизни зумеров. 74% американских Z считают очень важным взаимодействовать с учителем (самостоятельное обучение предпочитают только 22% Z). По результатам исследования образовательной платформы «Учи.ру», российским подросткам в процессе обучения также необходимо постоянное живое взаимодействие и с преподавателями, и друг с другом. Наиболее эффективными считаются те форматы, которые предполагают интерактивность, а также гибридные модели — например, ученики самостоятельно изучают тему с помощью микроформатов, а затем разбирают ее с одногруппниками и учителем.

Преподаватели выделяют еще одну особенность обучения Z: зумеры хотят знать, как им может пригодиться информация, которую до них пытаются донести учителя. Зачем зедам рассказывают о семантике языка или учат законам логики — просто потому, что это часть учебного плана? Как эта информация может быть для них полезна? Важно обозначить прикладной характер знаний — Z не из тех, кто захочет тратить время впустую.


Непрерывное образование

Одна из главных мотиваций зумеров к образованию — успешная карьера, которую они измеряют финансовыми показателями. Больше половины Z (59%) идут получать образование, затем чтобы банально больше зарабатывать, — самовыражение их не интересует. Также зэды скорее всего будут стремиться продолжать обучение в течение жизни, это связывают не с конкретными особенностями Z, а с постоянно меняющимися технологиями.
Обратная сторона вопроса: а стоит ли тратить пять лет на академическое образование, когда все знания, полученные в университете, могут вообще не пригодиться, потому что через 10 лет одни технологии сменятся другими? Сегодня куда более выигрышно для зумеров выглядит концепция небольших образовательных проектов, которые развивают конкретные навыки здесь и сейчас. Пускай Z не свергнут университеты в их классическом понимании, но как минимум бросят им вызов. У системы высшего образования еще будет время перепридумать себя, хотя бы до тех пор, пока у зумеров не появятся собственные дети.