совместный проект

статья
Вся жизнь — игра? Поколение Z и геймификация

Источник: unsplash.com

Во многих руководствах для специалистов по работе с персоналом говорится, что сделать из зумера эффективного сотрудника можно, если превратить повседневные задачи в игру. Разбираемся, так ли это и какое место геймификация занимает в мировоззрении поколения Z.

Хотя много говорить и писать о геймификации в России начали в последние годы, сам по себе этот термин отнюдь не новый. Считается, что его ввел гейм-дизайнер Ник Пеллинг еще в 2002 году, и использовался он в первую очередь в среде разработчиков игр. Многим это понятие показалось чересчур тяжеловесным, но индустрия быстро его подхватила, и в течение десяти лет технологии геймификации вышли за пределы онлайн-пространства. Под геймификацией обычно понимают применение подходов, методик и алгоритмов, характерных для игр (в первую очередь компьютерных), в неигровом контексте. Человек не просто выполняет какие-то задания, а включается в своего рода соревнование: проходит уровни, получает награды, участвует в квестах и т. д. Один из ярких примеров геймификации — приложения для изучения иностранных языков. Сегодня они обычно устроены не просто как тренажеры для механического заучивания слов и фраз. Чтобы пользователь не заскучал, ему предлагается зарабатывать баллы, обменивать их на дополнительный контент и пытаться обогнать других учеников во внутреннем рейтинге.

Впрочем, элементы геймификации в изобилии встречаются и в «аналоговой» жизни. В некоторых семьях принято выдавать детям за хорошие отметки импровизированные жетоны, которые потом можно обменять на совместный поход в кино или зоопарк. Преподаватель вуза обещает студентам засчитать сдачу экзамена автоматом, если они отлично напишут все проверочные работы в течение семестра.

Источник: unsplash.com

А в ряде компаний сотрудники сражаются не просто за звание «Лучший работник месяца», а еще и за премию в виде денежного вознаграждения или, например, путевки на курорт.

Более того, геймификация активно используется в маркетинге. Когда интернет-ритейлер предлагает вам принять участие в розыгрыше призов или сделать до конца года заказ на определенную сумму, чтобы получить возможность удвоить бонусные баллы, он тоже приглашает вас к игре. Как и продуктовый магазин, стимулирующий вас потратить больше денег на покупки, зато собрать коллекцию игрушек, которые выдают на кассе. Ну, или найти на полках товары со специальными стикерами и получить дополнительную скидку.


Почему зумеры так любят игры?

Конечно, игровыми методиками можно воздействовать на представителей любого поколения, пусть и с разным успехом. Однако «зеды» в этом смысле наиболее плодородная почва, как, кстати, и миллениалы, которые росли в похожих условиях. На то существует несколько причин.

— Во-первых, компьютерные игры для поколения Z — это уже не просто хобби, а важная составляющая жизни. Согласно одному из исследований, 68% тинейджеров мужского пола считают гейминг частью своей идентичности, а 74% — играют ради того, чтобы поддерживать связь с товарищами и чувствовать себя участником сообщества.

— Во-вторых, «зеды» практически рождаются с гаджетами в руках. Для них грань между реальным и онлайн-миром гораздо тоньше, чем для представителей более старших поколений. Поэтому зумер вряд ли удивится и растеряется, если преподаватель на уроках предложит ему осваивать материал методами, которые обычно встречаются в приложениях для смартфона.

— В-третьих, мир сегодня перенасыщен информацией, товарами и услугами. Бороться за внимание молодежи становится всё сложнее. А что может быть более увлекательным, чем хорошо продуманная игра, да еще и с призами?

— В-четвертых, 43% поколения Z признаются, что им трудно найти чем себя занять. Несмотря на обилие контента, борьба со скукой стала для зумеров одним из главных испытаний. Нынешних подростков гораздо сложнее мотивировать делать домашнее задание или мыть посуду просто потому, что это необходимо. Любая задача должна быть для них прежде всего интересной.

Источник: unsplash.com

— Наконец, в-пятых, не стоит забывать, что значительная часть поколения Z — люди всё еще очень юные. А значит, постижение мира с помощью игры — процесс для них совершенно естественный, в каком-то смысле даже биологически обусловленный.

Есть и еще одна любопытная деталь. Если посмотреть на сам по себе рынок компьютерных и онлайн-игр, оказывается, что в последнее время важную нишу на нём занимают так называемые инди-игры, то есть те, которые сделаны независимыми разработчиками. Как правило, такие игры малобюджетные, зато необычные, креативные, полные неожиданных дизайнерских решений, жанровых парадоксов и оригинальных головоломок. А значит, в сознание поколения Z заложена идея, что игра — это не только развлечение, но и простор для творчества.


Геймифика­ция на практике

Как правило, сегодня понятия «зумеры» и «геймификация» встречаются в одном предложении, когда речь идет о формировании рабочей среды. Поколение Z подрастает, начинает выпускаться из вузов и записываться на собеседования. А менеджеры, в свою очередь, хватаются за головы и пытаются понять, как взаимодействовать с этой странной молодежью — да так, чтобы она приносила компании пользу и прибыль.

В такой формулировке, конечно, можно считать намек на то, что техники вовлечения персонала в трудовой процесс обычно манипулятивны, по крайней мере отчасти. В идеальном мире молодой профессионал приходит в компанию и получает возможность свободно развиваться в комфортном для себя направлении. Но мы, увы, живем не в идеальном мире, и любой коллектив — это многосоставный механизм, которым сложно управлять. Лучше не строить отношения начальства с подчиненными на запугивании, а постараться осознанно превратить работу в увлекательную игру. Добиться этого можно, руководствуясь следующими принципами.

Разбивайте глобальные цели на маленькие задачи, чтобы сотрудники могли постепенно переходить от одного уровня к другому, а не пугаться сразу от вида «финального босса».

Дайте представителю поколения Z возможность «прокачать» себя — как персонажа онлайн-RPG. Он должен видеть, что за счет каждого проекта приобретает новые навыки, а его авторитет в компании растет.

Источник: unsplash.com

Создайте в коллективе здоровую конкуренцию. Ключевое слово — «здоровую»: игра в рабочем пространстве должна вызывать азарт, а не желание перегрызть коллегам горло. Повышение или существенная прибавка к зарплате в этом смысле неудачный приз, в отличие, например, от права принимать больше решений или годового абонемента в фитнес-клуб за счет компании.

Не забывайте об индивидуальном подходе. Разные люди выбирают себе разные игровые альтер эго: кто-то предпочитает быть «танком», который берет на себя основной удар, а кто-то — осторожным охотником. Точно так же в работе задачи и награды должны отвечать типу личности сотрудника.

Поддерживайте ощущение комьюнити. Игра для многих — это прежде всего способ почувствовать себя своим среди единомышленников. Для зумера крайне важно осознавать, что на работе его окружают люди, с которыми его связывает не рутина, а в первую очередь общие цели и взгляды.

Практически всё то же самое актуально в отношении учебы или, например, распределения домашних обязанностей в семье. Поэтому рекомендации, которые обычно дают специалисты по кадрам, вполне могут взять на заметку педагоги и родители. Главное — не забывать, что «зеды» высоко ценят честность и справедливость. И если преподаватель хочет превратить подготовку к сдаче экзамена в увлекательную аркаду с промежуточными наградами за каждый пройденный уровень, ему обязательно нужно уметь сохранять беспристрастность.