совместный проект

статья
Свяжемся по скайпу: поколение Z и коммуникация

Источник: unsplash.com

Зумеров часто называют поколением смартфонов и социальных сетей. Что это — правда жизни или всего лишь стереотип? Разбираемся, как поколение Z предпочитает общаться, для чего использует гаджеты и какими приложениями пользуется.

Если в прошлом термин «коммуникация» подразумевал скорее общение лицом к лицу, то по мере развития технологий он видоизменялся и дополнялся. Сегодня, говоря о различных способах взаимодействия между людьми, уже невозможно оставить за скобками интернет-переписку или звонки по видеосвязи. Даже официальная наука — и та стала исследовать коммуникации именно с появлением новых технических средств.

Источник: unsplash.com

Хотя человечество так или иначе пыталось развивать понимание между группами и отдельными лицами на протяжении всей своей истории, первые университетские кафедры, чья деятельность была направлена на изучение этой сферы, начали появляться в 1940-х годах.

Подходы, в зависимости от страны, практиковались разные: где-то коммуникацию рассматривали в первую очередь как языковой опыт, а где-то — как философское понятие. Однако в наши дни исследователи в основном сходятся на том, что ограничивать представления о коммуникации исключительно вербальными способами передачи информации неправильно.

Речь идет не только, например, о языке тела. Сегодня люди обмениваются анимированными GIF-изображениями, мемами, стикерами и эмодзи — и прекрасно понимают друг друга. Это особенно характерно для зумеров, но, прежде чем анализировать самые ходовые способы общения современных тинейджеров, стоит посмотреть, как предпочитают взаимодействовать люди из предшествующих поколений.

— Считается, что для беби-бумеров (тех, кто родился примерно между 1943 и 1961 годами) наиболее привычный способ коммуникации — личное, очное общение. Они выберут встречу в кафе, а не корпоративный чат. Самый распространенный среди «бумеров» способ дистанционной связи всё еще телефонные звонки. Впрочем, электронной почтой они тоже пользуются.

Поколение X, рожденное в 1962–1981 годах, уже не просто регулярно отправляет имейлы. Для «иксов» именно этот инструмент коммуникации наиболее понятный и привычный. Письмом можно послать и техническое задание коллеге, и список продуктов партнеру, который собирается пойти в магазин.

— Детство миллениалов пришлось на 1982–1996 годы, то есть на времена, когда в жизнь активно входили мобильные телефоны, а в некоторых странах в обиходе уже появлялись первые смартфоны. Они заметно отличались от современных, но это не помешало поколению Y привыкнуть к тому, что самый удобный способ коммуникации — это отправка текстовых сообщений.

Шутки о том, что миллениал скорее выбросит телефон в окно, чем ответит на звонок, не так уж сильно искажают реальность. Согласно опросам, 75% представителей поколения Y считают телефонные разговоры пустой тратой времени, а 81% — испытывают тревогу, когда нужно кому-то позвонить. Почти треть респондентов признались, что они пропускают звонки даже от друзей, не говоря уже о незнакомых номерах.


Нет времени объяснять

С точки зрения коммуникативных привычек зумеры отчасти похожи на своих старших братьев и сестер — миллениалов. Они точно так же активно используют мессенджеры и стремятся решать вопросы быстро, без лишних разговоров. Но есть одна тонкость, которая вносит в эту картину важные дополнительные штрихи. Если рассматривать коммуникацию как обмен информацией и знаниями, то оказывается, что здесь поколение Z на голову опережает всех остальных. В эпоху, когда социальные сети только появлялись или не существовали вовсе, человеку, для того чтобы оперативно поделиться с друзьями мнением о новом фильме, нужно было их всех обзвонить. Теперь же достаточно написать пост в социальной сети. Зумеры практически не зависят от телевизионной новостной повестки: в интернете они могут мгновенно найти не только саму по себе информацию о последних событиях, но и целый спектр оценок от экспертов и простых смертных.

Cамые популярные среди «зедов» соцсети и креативные платформы — Instagram, YouTube, Snapchat и, конечно, TikTok. Каждая из них — царство визуальной информации: фото и видео поколение Z, по всей видимости, воспринимает лучше, чем тексты. Неслучайно Facebook, где принято писать объемные посты, отнюдь не является любимой соцсетью зумеров. Другое дело — Twitter, где высказывание нужно уместить всего в 280 символов.

В силу того же развития интернет-технологий язык общения «зедов» с каждым годом становится всё более универсальным. Бóльшая часть эмодзи в любой стране означает одно и то же, а значит, подростку из России необязательно владеть японским языком, чтобы отреагировать на инстаграм-пост, сделанный жителем Токио. Даже мемы — и те могут быть общими для людей, рожденных в разных точках земного шара.


Зумеры — за живое общение

Впрочем, пытаясь охарактеризовать коммуникационные привычки поколения Z, неверно будет концентрироваться исключительно на онлайн-общении. Конечно, в популярных стереотипах современный подросток предстает угрюмым одиночкой, который бóльшую часть времени проводит в обнимку со смартфоном, вместо того чтобы гулять с друзьями, играть в футбол и наслаждаться прочими тинейджерскими радостями. Но в реальности дела обстоят несколько иначе.

К примеру, Джейми Белинн, специалистка по трудоустройству поколения Z, провела опрос, в котором приняли участие более полутора тысяч студентов. Выяснилось, что 58% из них хотят работать не в одиночестве, а в команде, регулярно взаимодействуя с коллегами. Под регулярным взаимодействием подразумевается не онлайн-переписка и даже не звонки по видеосвязи, а встречи в общем рабочем пространстве. Другое исследование говорит нам, что самым важным профессиональным навыком поколение Z считает именно способность к коммуникации, а вовсе не технологическую подкованность, как можно было бы предположить.

Да, зумеры действительно фактически родились со смартфонами в руках.

Источник: unsplash.com

Они не знают реальности, где не существует планшетов. Их не зря называют «цифровыми аборигенами», а дружба в социальных сетях для них мало чем отличается от «аналоговой». Однако, по некоторым данным, «зеды» чаще пользуются персональными компьютерами, чем миллениалы, и вообще, вероятно, в меньшей степени одержимы технологиями.

Так что, если вы работодатель, нанимающий молодых специалистов, или родитель, который хочет найти общий язык с взрослеющим ребенком, вам, разумеется, полезно изучить способы коммуникации, подаренные интернетом и соцсетями. В XXI веке в целом важно уметь пользоваться корпоративными мессенджерами вроде Slack и знать, как отправить стикер в Telegram. Но и преувеличивать роль онлайн-коммуникации в жизни поколения Z тоже не стоит. Даже среди продвинутых зумеров общение лицом к лицу в итоге ценится очень высоко.