совместный проект

статья
Безопас­ность, технологии, экономия: главные ценности поколения Z

Картинка
Поколение Z, то есть те, кто родился между 1997 и 2017 годами, отчасти остается загадкой: его представители еще очень молоды, и неизвестно, какое будущее они построят. А вот о том, какие аспекты жизни особенно важны для «зедов», можно судить уже сейчас.

Доступ­ность
технологий

Хотя «зеды» были не первым поколением, в жизнь которого плотно вошли технологии, именно их особенно часто называют «цифровыми аборигенами». Если миллениал проводит на дачу интернет из прагматических соображений — например, потому что даже в выходные приходится отвечать на рабочих имейлы или заниматься английским по скайпу, то для представителя поколения Z вопрос, нужен ли в доме Wi-Fi, не стоит в принципе. Разумеется, нужен: иначе и быть не может.

Поколению Z незнаком мир, в котором нет Facebook и «ВКонтакте»: по статистике, в России 85% молодых людей ежедневно или практически ежедневно посещают социальные сети. В соцсетях «зеды» находят друзей и партнеров, следят за жизнью кумиров и ищут вдохновение. В результате большая часть людей в возрасте от 16 до 24 лет признаются, что, выбирая направление для предстоящего путешествия, они заглядывают не на сайты туристических компаний, а в Инстаграм. Кроме того, «зеды» с раннего возраста ощущают себя не только потребителями, но и производителями контента: даже если у твоего блога всего несколько десятков подписчиков, они все равно ставят лайки и оставляют комментарии. А значит, у тебя есть своя лояльная аудитория.

Картинка

Безопас­ность

Конечно, базовый инстинкт самосохранения в той или иной степени характерен для любого человека — вне зависимости от того, к какому поколению он принадлежит. Но у «зедов» есть своя специфика. С одной стороны, вопреки распространенным стереотипам о подростках в наши дни они демонстрируют рискованное поведение реже, чем те, чье взросление пришлось на 1990-е: несколько позже начинают половую жизнь, употребляют меньше алкоголя, чаще пристегивают ремни безопасности, садясь в автомобиль.

С другой — поколение Z остро нуждается в чувстве защищенности, когда дело касается общения, персональных данных и повседневной жизни в целом. Во многом это объясняется тем, что родители «зедов» хорошо понимали, сколько ловушек таит в себе мир за пределами дома. Да и в его пределах тоже. Поэтому они с ранних лет вели с детьми серьезные разговоры на тему безопасности и объясняли, что не стоит заходить в лифт вместе с посторонними, а в социальных сетях нельзя указывать номер своего телефона и адрес. В результате представитель поколения Z с большей долей вероятности в баре откажется от напитка, предложенного случайным знакомым, осудит того, кто вынес чью-то личную историю из закрытого интернет-сообщества, и подтвердит, что школьная травля — это серьезная проблема.


Свобода
самовыра­жения

Если в советские годы стремление быть «как все» поощрялось официальной идеологией, а после распада СССР начали активно формироваться субкультуры, которые подразумевали необходимость носить одинаковую одежду и красить волосы в один и тот же цвет, то у сегодняшних подростков на повестке дня — возможность быть любым. Бриться налысо или носить длинные волосы; быть худым или полным; получить несколько высших образований или сразу после школы пойти работать; рано жениться или на всю жизнь остаться одиночкой; иметь много партнеров или открыто заявлять о своей асексуальности.

Картинка

Успешная карьера для поколения Z — не та, которая позволяет заработать много денег, а та, благодаря которой можно раскрыть свой потенциал, выразить себя творчески. Если посмотреть на современных молодых блогеров, оказывается, что среди них много тех, кто называет себя «активистами» и «энтузиастами». Спектр их интересов чрезвычайно широк: начиная от макияжа и мобильных игр и заканчивая раздельным сбором мусора и оказанием поддержки людям с особенностями психики.


Инклюзив­ность

Хотя за последние сто лет у групп населения, раньше находившихся в ущемленном положении, стало значительно больше свобод, для поколения Z вопрос равенства все еще стоит достаточно остро. И речь идет не только о привычных формах борьбы за права вроде новой волны феминистского движения, которую мы наблюдаем в наши дни. В том числе благодаря развитию сетевого общения современные подростки, выбирая друзей, меньше внимания обращают на цвет кожи, вес, гендерную самоидентификацию или материальное положение другого человека.

Вместе с тем, когда дело доходит до потребления контента, «зедам» очень важно видеть «diversity» — разнообразие. Важно, чтобы режиссер, писатель или создатель компьютерной игры включал в свое произведение представителей этнических меньшинств, людей с инвалидностью или с высоким индексом массы тела. Более того, такие персонажи должны не представлять собой набор клише, а быть полноценными, мыслящими и чувствующими личностями.


Эконом­ность
и прагма­тизм

Поколение Z никак нельзя назвать транжирами, а формальные признаки достатка вроде брендовых сумок и роскошных автомобилей постепенно перестают быть для них пределом мечтаний. «Зедам» важно иметь доступ к широкому выбору товаров, а не обладать ими. Современная молодежь знает цену деньгам и стремится иметь собственное дело — не важно, о чем идет речь: о популярном блоге на YouTube, IT-стартапе или маленькой частной кондитерской.

Картинка

Экономность представителей поколения Z распространяется не только на их личные средства, но и на ресурсы вообще — психологические, интеллектуальные, общественные, природные. «Зеды» много раз подумают, прежде чем тратить силы на бесперспективные отношения или на работу, которая не приносит удовлетворения. Они озабочены вопросами экологии и отлично понимают, что другой планеты в распоряжении человечества не будет, поэтому нужно спасать Землю. Или, по крайней мере, перестать бездумно ее уничтожать. Разумеется, максимализм свойственен поколению Z, как и большинству подростков в любые времена. Но пока многое указывает на то, что его представители гораздо более прагматичны, чем их непосредственные предшественники.