совместный проект

статья
Кибер­преступле­ния, жизнь без соцсетей и гибель планеты: страхи поколения Z

Осенью 2019 года исследователи из Института психологии РАН выяснили, какие явления считают наиболее рискованными и пугающими представители разных поколений. Разбираемся, чего боятся зумеры и почему кража персональных данных часто пугает их больше, чем экономическая нестабильность.

Картинка

Страх — одна из базовых эмоций, которая напрямую связана с инстинктом самосохранения как у человека, так и у других животных. Страхи, таким образом, позволяют, с одной стороны, лучше понять, чем сейчас живет та или иная группа людей, а с другой — обнаружить, какие события в прошлом оказали на нее влияние. Возможно, даже травмировали и привели к серьезным психологическим последствиям.

В одной стране больше боятся войны, в другой — финансового кризиса, в третьей — стихийных бедствий. Более того, разные поколения в разной степени подвержены тем или иным страхам. Например, в ходе одного из недавних опросов ВЦИОМ выяснилось, что тревогу по поводу роста социальной несправедливости люди в возрасте от 45 до 59 лет испытывают чаще, чем их младшие и старшие соотечественники. А гипотетический отказ в бесплатной медицинской помощи волнует молодых людей в меньшей степени, нежели их бабушек и дедушек.

Как показывают исследования, страхи поколения Z, к которому относят тех, кто родился между 1997 и 2017 годами, также довольно специфичны. Они во многом обусловлены проникновением в повседневную жизнь технологий: очевидно, что оно стало особенно глубоким в последние годы. Вместе с тем именно потому, что зумер активно пользуются интернетом и в том числе смотрят и читают англоязычных блогеров, они и мыслить склонны более широко. Поэтому их страхи часто связаны с глобальными угрозами, а не с проблемами, характерными для родной страны.


Кибер­преступле­ния

Страх стать жертвой бандитов распространен среди людей любого возраста, но в случае с зумерами у него есть своя специфика. Последние боятся прежде всего правонарушений, которые совершаются в сети, а не в обычной, «аналоговой», жизни. Учитывая разнообразие сервисов, предоставляемых интернет-технологиями, спектр киберпреступлений также очень широк, и в него входят отнюдь не только попытки незаконно списать деньги с чужой банковской карты.

Картинка

DDoS-атаки, вымогательство (например, когда мошенники завладевают вашим аккаунтом и предлагают вернуть его за вознаграждение), слежка, «слив» интимных фотографий — и это еще далеко не полный список. Страх перед угрозами такого рода приводит к тому, что поведение зумеров меняется в самых разных сферах жизни. К примеру, компания Deloitte выяснила, что 25% представителей поколения Z откажутся от покупки продуктов у какой-либо компании, если она не сможет защитить их персональные данные. А 31% опрошенных откажутся от услуги, ради получения которой нужно предоставить слишком много информации о себе.

Сложность борьбы с киберпреступлениями заключается в относительной новизне самого явления: адекватное ему законодательство находится лишь в процессе разработки. Если на вас напали на улице, в полиции ваше заявление примут, а вот доказать, что травля в соцсети угрожает вашему психологическому здоровью, уже значительно сложнее.


Экологичес­кая катастрофа

Пожалуй, ни одно из предшествующих поколений не было озабочено проблемами экологии в той степени, в какой озабочено ими поколение Z. Вырубание лесов, загрязнение воздуха, воды и почвы, уничтожение заповедников, обилие бытовых и промышленных отходов — вот что беспокоит молодежь. Согласно данным о поколении Z, собранным организацией Amnesty International, глобальное потепление в целом пугает зумеров значительно больше, чем терроризм или отсутствие доступа к образованию. Не случайно солидная часть современных экоактивистов — школьники и студенты.

Конечно, осознавать исчерпаемость природных ресурсов чрезвычайно важно. Вместе с тем само по себе словосочетание «климатическая катастрофа», которое тиражируется средствами массовой информации и блогерами, провоцирует скорее панику, нежели потребность предпринять конструктивные действия. И хороший вопрос, в какие реальные меры выльется в итоге этот страх.


Лишение соцсетей

В 2017 году команда «ВКонтакте» провела опрос, чтобы понять, какую роль в жизни молодых людей играют социальные сети. В исследовании принимали участие юноши и девушки из России в возрасте от 14 до 25 лет. Выяснилось, что более 80% из них боятся на продолжительное время остаться без доступа к соцсетям. Если для других, более старших поколений, Instagram, Facebook, «ВКонтакте» являются дополнительным способом коммуникации, то зумеры за общением и поддержкой идут в первую очередь в интернет. И это совершенно неудивительно: поколение Z родилось в мире, где уже были социальные сети, и другой реальности оно попросту не знает.

Картинка

В среднем «зеды» проводят онлайн около 6 часов 40 минут в день. В соцсетях они не просто переписываются с друзьями и скидывают друг другу мемы: даже решения о покупке того или иного товара поколение Z принимает главным образом на основании рекомендаций блогеров-инфлюэнсеров и виртуальных френдов, а не телевизионной рекламы. Неудивительно, что социальные сети воспринимаются зумерами не просто как окно в мир, а как явление жизненной важности, поэтому страх потерять его настолько велик.

В то же время соцсети и сами по себе могут быть источником тревог и огорчений. Глядя на фотографии, изображающие красивые тела и богатую жизнь, которыми охотно делятся в Instagram знаменитости, легко начать испытывать недовольство собой и опасения, что ты никогда не сможешь соответствовать идеалу. Впрочем, эксперты считают, что зумерам свойственен реалистичный взгляд на мир. А значит, велика вероятность, что с такими страхами поколение Z благополучно справится.